Местность,
вид, окрестность вместе со всею землёю, водою и небом называли в народе общим
словом – природа. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь
невзрачный пригорок с речной излучиной, где растёт берёза или верба. Ещё милее
становятся родные места, когда человек приложил к ним руки, когда каждая пядь
близлежащей земли знакома на ощупь и связана с чёткими бытовыми воспоминаниями.
В дальних малодоступных местах самые незаметные следы человеческого пребывания
получали особое значение: зарубка, едва проторенная тропа, просто камень в
ручье или приметное место, где человек отдыхал. Лесная нетронутая глушь в
сочетании с такими редкими деталями, случаями (встреча с медведем) приобретали
волнующую неповторимость и вместе какую-то странную близость. Такой лес и
пугал, и успокаивал, и мучил, и ласкал, и угнетал, и бодрил.
Чего не было в ельнике, в приречных ивовых и черёмуховых зарослях, человек
находил в берёзовой роще: полоз, вилы, грабли, топорище, оглобля, черенок,
коромысло, стройная берёзка.Из
берёзовых виц плели канаты, пачужки к сохе. Ими связывали брёвна при сплотке
перед сплавом. Лесные освенные угодья назывались
по-разному: гари, подсека, лядина, полянка,стожье, курья. Поперечная гать через болотину в дальней дали вызывает
ощущение надёжности, устойчивости бытия. Поленница в лесу действовала
успокаивающе как и костёр, когдазаблудишься. Мотушка ивового корья, затесь на молодой берёзе, знакомый
пенёк или валежина – всё это крепило незримые связи человека с природой. Но
лучше всего облагораживало природу строение, рубленая клеть – самый древний
элемент зодчества и всего экономического уклада.