Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Хороша русская баня!

Хороша русская баня!

    Ещё проповедник Андрей, путешествуя по славянским землям, сообщал по прибытии в Рим:" Удивительное видел я в славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся и будут наги, и обольются водою студёною, и только так оживут. 
И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье". 
С 11 века, а точнее ещё с более раннего времени вплоть до наших дней. курная баня (т.е топящаяся по чёрному, без дымовой трубы) не претерпела серьёзных изменений. Она и по сей день успешно моет, лечит и радует людей по деревням Новгородчины, Беломорья и по всей Сибири. 
Природные условия Севера с резкими перепадами температуры умудрили его жителей, при избытке леса- строительного материала и топлива, сотворить парную баню. 
Строились во избежание пожаров в стороне от жилых домов  и обязательно на берегах речек и ручьёв.
 Был и такой расчёт: воду носить ближе, речная вода мягче  и моет лучше. 
Сруб рубили из еловых брёвен, он состоял из двух отделений: предбанника и парилки. Для лучшего удержания тепла  в брёвнах вырубали широкие пазы. 
В них закладывали обильный слой моха- материала  с высокими теплоизоляционными свойствами. 
На потолочный настил  из плах стелили  в несколько рядов бересту, поверх неё  накладывали  толстый слой моха и все загнетали пластинами дёрна. 
Крышу ставили  двускатную  из продороженного  теса. Двери из двухдюймовых  досок, скреплённые шпонками, тщательно подгоняли  к косякам и навешивали на кованые петли. 
Пол настилали  с уклоном под полок. Под полом рылия яму для сточной воды. 
В ряд с кaменкой устраивали полок с таким расчётом, чтобы сидящий на нём человек не касался головой потолка,  по ширине так, чтобы двое могли лечь, не стесняя друг друга.  
Напротив полка  прорубался проём в стене для двойных рам, а напротив каменки-ветрянка для выхода дыма и регулировки температуры с помощью задвижки. 
Справа от выхода стояли два ушата -  в углу  для горячей воды, ниже ветрянки -  с холодной. От ушатов вдоль стены, а также вдоль боковой стенки  до полка шла скамья-рундук. Перед полком  приступок. Непременно имелась и передвижная скамейка.  Шайки, изготовленные из тонких  осиновых клепок, держали на полке или на задней скамье. 
Самое главное в бане - каменка, накопитель тепла.  Как правило, её размещали с левой стороны от входа из предбанника. Занимала она чуть меньше четверти парилки. Для каменки выбирали определённые камни, окатанные ледником. 
Колотых камней синего цвета избегали, они испускают угар. Переднюю часть каменки, устья или чело,
 складывали из трёх камней - троекамень. За ним по форме яичной скорлупы выкладывали топку. 
Свершить арку над топкой дело непростое: валуны диаметром не более 15-20см укладывали так, чтобы они заклинивали  друг друга и не проваливались в топку. 
Поверх купола клали камни меньшего диаметра, а поверх  них насыпались   камушки от куриного яйца до воробьиного. 
Толщина стенок и купола 75см, высота - 1м10см. Пламя нагревало равномерно и экономично все части каменки.  Дым проходил меж камней как сквозь сито, а сажа догорала в кладке купола. 
Бани испокон веков топили в субботу и перед великими праздниками. Топить баню иногда доверяли подросткам, но чаще это дело справляли пожилые люди.  Рачительный  хозяин с весны готовил берёзовые или ольховые дрова. 
 Дым от берёзовых дров содержит дёготь. Он оседает на потолке и на бревнах стен, дезинфицируя и покрывая их как бы чёрным блестящим лаком.  Прогрев каменки  в зимнее время длился до трёх, четырёх часов и более. 
В это время банщик  наполнял оба ушата водой и закладывал на раскалённые угли гладкие, без трещин камни. Калились они докрасна - трещин камни. Калились они докрасна - "разожгут их докрасна". К этому  времени дым уже весь  выходил из бани через ветрянку и раскрыты двери. Банщик двумя промоченными  лопаточками выхватывал из топки калёныши и один за другим опускал в ушат. 
 Таким способом вода нагревалась почти до кипения. Из топки во избежание угара начисто выгребали  угли и золу. 
После этого банщик  старым распаренным веником  обметал потолок и стены, скатывал горячей водой скамьи и полок, плотно перекрывал ветрянку задвижкой и закрывал дверь, подперев её батогом. Так баня  выстаивалась не менее часа.  
Тепло равномерно растекалось по всему помещению, прогревался пол, исчезал угар. 
Дома хозяйки готовили чистое бельё, прокатав его ещё раз на скалке рубелем. Кто-нибудь из мужчин забирался на чердак и снимал пару веников, один для мужчин, второй для женщин. Берёзовые веники"прутья молодые", заготовляли в июне на каждую семью не менее 35 пар. Лист берёзы  в это время ещё не затвердел, излом прутьев и листья  источают ароматный сок, который потом, в распаренном виде способствует предупреждению болезней. 
Веником парились только один раз. Использованные не выбрасывали, ими подметали полы. Изношенными-голиками, женщины по субботам драили полы, а весной, до наступления полевых работ, стены и потолки. 
 в первую очередь в баню шли мужчины с парнями-подростками, обязательно натощак.  С собой брали бельё, веник и туесок квасу. 
 снятое с себя бельё растряхивали и развешивали на грядку-жердочку, прилаженную вдоль стенки каменки, с тем расчётом, чтобы оно прокалилось от случайных паразитов и незримой нечисти.  
Старший из мужчин готовил веник: размачивал его в шайке горячей воды, потом клал на каменку и, спрыснув изо рта квасом, поворачивал вкруговую до тех пор, пока от него не начинал исходить лёгкий ароматный дух, а листья становились мягкими, но не липкими. 
Пока ещё в бане нет пару, все мылись, иногда со щелоком, растираясь мочалками. После этого давали пар, плеская на каменку квасом. Жар от него поднимался лёгкий, необжигающий, с кисловатым запахом горячего хлеба. 
Чаще двое мужчин, надев, чтобы не жгло, на руки рукавицы, а на головы шапки, что бы головы не перегревались и не ёкало сердце, забирались на полок и поочередно начинали "хлестать" друг друга, "поднимать на себя прутья молодые и бить себя сами". 
Постепенно с нарастающим азартом веник перехватывали из рук в руки, ни на мгновение не оставляя его без действия.  Парильщики издавали восторженные возгласы "ох",  "ах", "ух" и просили того, кто находился внизу, поддать ещё жару. Так они доходили до самозабвения и "до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые".
Наконец наступал такой момент, что жар становился невмоготу, и тогда они срывались с полка, выбегали из бани, бросались в сугробы снега зимой или в речку летом (и только так оживут". 
Пребывание в снегу или в речке после парилки допускалось недолгое, в противном случае оно могло обернутся простудой. 
 После бани каждому члену  семьи входило в обязанность расчёсывать мокрые волосы частым роговым гребешком, положив перед собой нагретый заслон, сьёмную железную дверцу от русской печи.  Бабушки, расчёсывая  волосы внучатам, приговаривали:" Частой гребешок волосам дружок, он ровняет их, как иголки, чтоб  в них не водились волки". 
  К выходу мужчин из бани был готов кипящий самовар с чайником на конфорке, заваренным чаем или целебной травой - по надобности.  После обильного потовыделения, выброса с ним вредных солей и шлаков, после тепловой встряски  в интервале чуть не в 100 градусов, организм требует, жаждет воды. 
Чаепитие после бани обязательный ритуал, у северянина баня без чая не баня.  Мужчинам  разрешалась добрая стопка можжевеловой настойки, её закусывали хребтиной просоленной трески или малосольной семгой с ржаным или ячменным хлебом. 
Спать ложились  рано (молодёжь, конечно, бежала на посиделки), спали без ограничения, чуть ли не до воскресного обеда. А с понедельника всю неделю могли в любую стужу творить самую тяжёлую работу: рубить лес, таскать брёвна. 
Необходимо отметить, что баня служила ещё и всесторонней лечебницей.  При малейшем ознобе, насморке, колотье в груди, ломоте  вс уставах и пояснице она приходила на помощь. Лечение теплом было распространено повсюду от Кольского полуострова до Чукотки и применялось с большим успехом.  Были среди пожилых людей старицы и старцы, которые умели пресекать недуги с помощью массажа и веника, знали, когда  и как ставить на грудь и поясницу кровесосные горшочки-банки, специально изготовленные для этой цели гончарами.
За лечение не полагалось никакой мзды, кроме как хорошего угощения. Это умение не было знахарством. 
Любое знахарство-нашёптывание, привораживание, заклинание - в корне пресекалось  сельскими интеллигентами и церковью. 
 Распаренные прутья молодые, то есть листья берёзы, при высокой температуре устраняли и кожные заболевания - грибки и экземы, возникающие  на Севере от обильного гнуса.  Баня служила  и санитарным пунктом.  Температура, доходящая до 90 градусов и выше, дым со следами дёгтя дезинфицировали одежду, что, беспорно, создавало барьер для распространения   заразных заболеваний. 
 Баня в хозяйстве северянина- чистилище, предвестник праздника, здоровья и отдыха. О ней говорили уважительно, с почётом, содержали в предельной чистоте и порядке. 
Хоть в наше время  и прибавилось разных материалов и инструментов, печь-каменка  и берёзовый веник 
 не утратили  своей актуальности,значения как часть уюта, как залог здоровья. Они по прежнему служат  соблюдению чистоты телесной и хорошему настроению. 

В.Кабанов

Приветствую Вас Гость