Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Сапожники


Сапожнику тоже нужен талант. С чего начиналась любовь к делу? Возможно, с кисловатого ни с чем не сравнимого запаха мокнущей кожи, либо со скрипа или глянца новых сапог, надетых впервые молодыми ребятами, пришедшими на гулянье.
Мастер не позволял ученику забегать вперёд, а требовал соблюдать последовательность в деле. Сначала показывал мальчишке кубышку – веретено тонкой хорошей пряжи. Через крючок, вбитый в оконный косяк, протягивает четыре или шесть нитей на длину будущей дратвы. Разделяет их пополам (по две или по три) и от крючка начинает сучить дратву. Прижимая каждую пару ниток ладонью к колену, он скручивает их, а скрученные пары уже сами скручиваются друг с дружкой. Получается дратва. Но её, не снимая с крючка, надо ещё тщательно проварить: десяток раз продернуть через кожаную складку, в которую вложен вар. Один запах этого чёрного клейкого снадобья, сваренного из пчелиного воска и еловой серы, то есть смолы, приводит сапожника в особое рабочее состояние!
   Только дратва без щетинок ещё не дратва, а полдратвы. Льняные концы её, исходя на нет, заканчиваются тончайшими волосками. Свиную же можно расщепить, разорвать надвое вдоль.  Сапожник на глазах у ученика берёт из пучка щетинку, расщепляет её до половины, вставляет в этот расщеп конец дратвы и осторожно скручивает его сначала с одной из щетинных половинок, затем с другой. Одно дело сделано. Теперь бери шило, шпандырь и садись тачать голенища. Ан нет. Сапожник начинает протаскивать с веретена на крючок новые нити и не спешит садиться на свой низкий складной стул. Несколько моточков готовых дратв всегда должны быть в запасе даже у плохого работника.
   Хорошо выделанный товар – залог сапожной удачи. Каков же у него инструмент?
Кроме двух крюков – больших досок с очертаниями сапога, имеются ножи трёх-четырёх сортов, клещи, плоскогубцы для натягивания размоченных головок на колодку, шилья разные по длине, толщине и форме, молотки, разгонки, рашпили, деревянный сапожок для заглаживания ранта.
   После того как всё готово: дратва, берёзовые шпильки, вымоченная кожа сапожник начинает вытягивать первый крюк. Он закрепляет гвоздями на кривой, вытесанной из елового корня сапогообразной доске размокшую кожу. И начинает её тянуть на обе стороны, разглаживать образовавшиеся складки до тех пор, пока они не исчезнут. Это трудная, требующая терпения и сноровки работа.  Сапожнику надо было обязательно сделать головки и голенища из одного цельного куска кожи. После того как крюк вытянут , на сгибе кожа была толще, а на углах стала тоньше. Всё закреплено железными гвоздочками. Пока оба крюка выстаиваются, принимая нужную форму, сапожник делает что-либо другое: то подмётки подколотит или обсоюзит старые сапоги, или сошьёт хозяйке башмаки.
Шитьё начиналось с притачивания к голенищу подклейки, то есть внутренней подкладки. Если эта подклейка не на весь крюк, то нижние её края мастер притачивает лишь к мездре голенища, он не прокалывает кожу насквозь. Не дай бог, если он плохо её пришьёт! Заказчик, снимая сапог, может вытянуть ногу из голенища вместе с подклейкой. Позор был такому сапожнику.
  После того как подшита подклейка, тачают собственно голенища, затем подшивают задник, эдакий внутренний карман на месте пятки. Вставляют туда берестяные пластинки для твёрдости и прошивают несколько раз. Только после этого можно  сажать сапог на колодку и класть на неё стельку. Кожу на колодках опять тянут плоскогубцами, крепят гвоздями и дратвой, плющат и заравнивают. Прежде чем прибить подошву, мастер обносит рантом всю сапожную ступню, срезает, сводит на нет прибитую по краям полоску кожи.
   На подошву идёт бычатина – отборный товар. (Бывали времена, когда пара подошв была денежным эквивалентом). Если заказчик был холостяком или модником, то мастер подкладывал под подошву берестяные язычки, которые прихотьбе и при пляске скрипели. Подошву прибивают тремя рядами берёзовых шпилек, потом из кожаных обрезков набирают каблук. Всё это ровняют, закрашивают и зачищают изнутри кончики шпилек. Если товар мягкий и заказчик был модником, то сажали сапог « на солому». Выстоявшись на соломе, голенище приобретает форму гармошки.
 Сапожники работали и у себя на дому, но чаще ходили по деревням, жили у тех, кому нужны были сапоги.

 

 

Приветствую Вас Гость