Начиналось
летнее гуляние ещё до заката солнца нестройным пением местных
девчонок-подростков, криками ребятни, играми и качелями. Со многих волостей
собиралась молодёжь. Женатые и пожилые люди из других мест участвовали
тольков том случае, если приезжали сюда
в гости. Ребята из других деревень перед тем,
как подойти к улице. Выстраивались в шеренгу и делали первый, довольно «
воинственный» проход с гармошкой и песнями. За ними, тоже шеренгой и тоже с
песнями, шли девушки. Пройдя взад-вперёд по улице. Пришлые останавливались там,
где собралась толпа хозяев. После несколько напыщенного ритуала-приветствия
начиналась пляска. Гармониста или балалаечника усаживали на крыльцо, на бревно
или на камень.
Если были комары, то девушки по очереди «опахивали» гармониста платками,
цветами или ветками. Родственников и друзей тут же
уводили по домам, в гости, остальные продолжали гуляние. Одна за другой шли все
новые партии, к ночи улицы и переулки заполняла праздничная толпа.Плясали одновременно во многих местах, каждая
партия пела своё. К концу гуляния парни подходили к
давно или только что избранным девицам и некоторое время прохаживались парами
по улице. Затем сидели, не скрываясь, в укромном месте и после этого парни
провожали девушек домой.Стеснявшиеся
либо не начинавшие гулять парни с песнями возвращались к себе. Только осенью,
когда рано темнело, они они оставались ночевать в чужих банях, на сеновалах или
в тех домах, где гостили приятели. Уличные гуляния продолжались и на
второй день престольного пивного праздника, правда,уже не так многолюдно. В обычные днигуляли уже без пива ,не долго и не так широко. Нередкоместом гуляния молодёжь избирала красивый
пригорок над речкой, у церкви, на росстани. Старинные хороводы взрослой
молодёжи в 20-х и начале 30-х годов почти совсем исчезли; гуляние свелось к
хождению с песнями под гармонь и к беспрестанной пляске. Плясать женатым и
пожилым на улице среди холостых перестало быть зазорным. Зимние гуляния делились на
игрища и беседы. Игрища устраивались только между постами. Девицы по очереди
отдавали свои избы под игрище, в этот день родственники старались уйти на весь
вечер к соседям. Если домашние были чересчур строгими, девица нанимала чужую
избу с обязательным условием снабдить её освещением и вымыть после гуляния пол. На игрище первыми заявлялись
ребятишки, подростки. Взрослые девушки старались их выжить из помещения. Если
была своя музыка, сразу начинали пляску, если её не было – играли и пели.
Приход чужаков был довольно церемонным, вначале они чопорно здоровались за
руку, раздевались , складывали шубы и шапки куда-нибудь на полати. Затем
рассаживались по лавкам. Если народу было много, парни сидели на коленях у
девиц, и вовсе не обязательно у своих. Как только начинались пляски,
открывался первый горюн, или столбушка. Столбушку заводили как бы шуткой. Двое
местных – парень и девушка – усаживались где-нибудь в заднем углу, в тёмной
кути, за печью. Их занавешивали одеялом либо подстилкой, за которые никто не
имел права заглядывать. Пошептавшись для виду, парень выходил и на свой вкус
посылал к горюну другого, который, поговорив с девицей о том о сём, имел право
пригласить уже ту, которая ему нравится либо была нужна для тайного разговора.
Но и он, в свою очередь, должен был уйти и прислать того, кого закажет она.
Было равноправие. Задержаться у столбушки на весь вечер – означало выявить
серьёзность намерений, основательность любовного чувства, что сразу же всем
бросалось в глаза и ко многому обязывало молодых людей. Стоило парню или девице
задержаться наедине дольше обычного, как заводили новую столбушку. Горюн или столбушка давали
возможность:
1. Познакомиться с тем. с кем хочется.
2. Свидеться с любимым человеком.
3. Избавиться от партнёра, если он не нравится.
4. Помочь товарищу познакомиться или увидеться с тем. с кем он хочет. В о время постов собирались беседы,
на которых девицы пряли. вязали, плели, вышивали. Избу для них отводили также
по очереди либо нанимали у бобылей.Делали складчину на керосин, а в тугие времена вместе с прялкой несли
под мышкой по берёзовому полену. На беседах также играли, пели, заводили
столбушки и горюны, также приходили и чужаки. По окончании гулянок-бесед парень
старался вытащить себе с беседы девушку, которая нравится, чтобы проводить
домой. Кто-то из товарищей идёт в дом на беседу, ищет нужную девушку,
вытаскивает из-под неё прялку. Потом выносит прялку и передаёт тому, кто
заказал. Девица выходит и смотрит, у кого её прялка. Дальше уже решает, идти ли
ей с этим парнем или нет, если парень нравился, то идёт обратно, одевается и
выходит, если не нравился, то отбирает прялку и снова уходит прясть. В других местах девушки собирались на
посиделки, приносили с собой пяльцы и подушки с плетением (прялки не носили,
пряли дома). За девушками шли и парни, правда,парни в своих деревнях не оставались, а уходили в соседние. На
посиделках девушки плели кружева, а парни (из другой деревни) балагурили,
заигрывали с девушками, путали им коклюшки. Девушки , работая, пели частушки,
если был гармонист, то пели под гармошку. По воскресеньямтоже собирались с плетением, но часто пяльцы
отставляли в сторону и развлекались песнями, играми, флиртом, пляской. Зимние
посиделки нравились своей непринуждённостью, задушевностью. Двухдневные зимние гуляния
устраивались в деревнях, где было много молодёжи и то не каждый год. Снимался
просторный сарай с хорошим полом или свободную поветь, прибирали, украшали её,
вдоль трёх стен ставили скамейки. Девушки из других деревень приходили в гости
по приглашению родственников или знакомых, а парни шли без приглашения, как на
гулянку.Девушки из ближних деревень, не
приглашённые в гости, приходили как зрители. Наиболее торжественным был первый
вечер. Часам к пяти-шести приходили девушки в одних платьях, но обязательно с
тёплыми шалями. Парни приходили в лёгкой одежде, а зимние пальто или пиджаки
оставляли в избах. Деревенские люди зимой ходили в валенках, даже в праздники,
а на весёлую одевались в сапоги, ботинки,туфли. А для тепла в дороге одевалиботы, и женские . и мужские.. Девушки садились на скамейки, а парни пока
стояли поближе к дверям. Основные занятия на весёлой – танцы.Танцевали кадриль. Число фигур могло быть
любым и зависело только от желания и искусства исполнителей. Танцевали в четыре
пары, крестом. Порядок устанавливался и поддерживался хозяевами, то есть
парнями и молодыми мужиками (в танцах они не участвовали). Они определяли
последовательность выхода кавалеров. Это было трудным и щекотливым делом.
Большим почётом считалось выйти в первых парах, и никому не хотелось быть
последним. Приглашение к танцу было обыкновенным, а после танцакавалер, проводив девушку, садился на её
место, а её сажал к себе на колени. Оба закрывались тёплой шалью и ждали
следующего круга танцев. Часов в 9 девушки уходили пить чай и переодеваться в
другие платья. Переодевания были обязательной процедурой весёлых. Для этого
девушки шли в гости с большими узлами нарядов, на 4-5 перемен.Около полуночи был ужин и второе
переодевание. На следующий день было дневное и короткое вечернее веселье. Парни
из далёких деревень приглашались на угощение и на ночлег хозяевами весёлой. Во
многих домах оказывалось по десятку гостей. Подростки с маленькими прялками
подражаливзрослым в маленькой беседе. Об уровне весёлой судили по количеству пар,
числу баянов, порядку, веселью и удовольствию.