Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

8.День за днём

1.          Мокрида.
Макрида мокра – и осень мокра.
Вёдро на Макриду – осень сухая.
Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.
Дождь с утра – не жди добра: будет осень вся мокра.
На Мокрицы если дождь – сев озимых хлебов будет хорош.
Если в этот день будет дождь, то не будет орехов.
На поле Макриды, а ты своё смекай.
Оводы кусают последний день.
Полетел пух с осины – иди за подосиновиками.

2.       Ильин день
Август  - податель дождя и  ведра, держатель грёз.
Илья лето кончает.
Пётр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк – два уволок.
Придёт Петрок – отщипнёт листок, придёт Илья – отщипнёт и два.
Во что Илья в то и Воздвиженье (27 сентября).
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
После Ильина дня в поле сива коня не увидишь -  вот до чего темны ночи (Вологодская губ).
С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
На Илью до обеда лето. а после обеда осень.
На Ильин день  и камень прозябнет.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи  и на кусте не сохнет.
Придёт Илья  - принесёт гнилья.
До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра.
Илья –пророк принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем-угодником. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. в его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей – зайцев, лисиц, кошек, собак, волков. Установился обычай в день Ильи не пускать в дом, кошек и собак, чтоб не навести на избу грозу и молнию.
Илья грозы держит и наводит.
Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.
Гром беспрерывен – будет  град.
Гром гремит долго и не резко – к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно.
Ильинским дождём умываются, окачиваются от призора.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина-дни дождь – в закром, а после Ильина - дни – из закрома.
На Ильин день дождь – будет мало пожаров, вёдро – много.
Ильинская пятница без дождя – пожаров много.
Если в Ильинскую грозу молния зажжёт избу, то тушить её надо не водою, а  молоком или сывороткой.
Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка в ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена.
На Илью грех возить сено  – Илья сожжёт его.
На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой.
Илья-пророк –косьбе срок.
До Ильина дня сено сметать, пуд мёду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд мёду, после Ильина дня – пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
С Ильина дня защипывают (собирают ) горох.
Девица в красе – что горох на полосе: кто идёт,  тот щипнет.
Илья жниво начинает, лето кончает.
Пётр с колоском, Илья с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до семёна дня (14 сентября).
Ильинская соломка – деревенская перинка.
Первый сноп – первый осенний праздник.
К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони (пар).
До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).
В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если   облачно в полдень – средний сев., а если вечером – сев поздний и урожай плохой.
На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
С Ильина дня начинаются утренники.
Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается.
После ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком,  чтобы была бела.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
На Ильин день перегоняют пчёл, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
До Ильи грачи поодиночке, а после Ильи большими стаями.  
В Вятской губернии пророка Илью умилостивляют дарами: приносят в этот день в церковь под свято ногу барана, пчелиного мёда, пива, колосьев свежей ржи и зелёного гороху.
До  Ильи мужик купается,  а с Ильи с рекой прощается.
С Ильина дня вода студёна станет, купаться нельзя.
В чердынском районе Пермской области говорили,  что если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть  .
С Ильина дня на деревьях лист желтеет , а в реках и озёрах  вода остывает оттого, что в этот день будто через реку олень переплыл, и воду остудил.  (Новгородская обл)
Олень в воду лапу обмакнул – вода в реках делается холодной.
С Ильина дня воды стынут.
Илья-пророк ездит на конях по небу , и от быстрого бега одна из лошадей  теряет подкову. Которая падает в воду, и вода сразу холодеет (Ярославская  губ).

3.      Начинают сеять озимую рожь

4   Мария Магдалина.
Громовый день. Коли гроза – сена будет за глаза.
На Марию Магдалину в поле не работают – гроза убьёт.
На Марию сильные росы  - льны будут серы и косы.
Стелят  льны по росной траве.
На Марию вынимают цветочные луковицы.
Мария Магдалина – ягодница, попелуйница,  сладостница.

5.  Трофим – бессонник.
Трофим – бессонник, пора усиленных работ, страды.
Хорошему хозяину день мал.
В страду одна забота – не стояла бы работа.
Если идёт работа – спать неохота.
Жать – не дремать.
Долго спать – добра не видать.
Долго спать – с долгом встать.
На Трофима – калинники-малинники.
Какого куста ягода,  такого она и вкуса.
С  малинника лыки не велики, да ягоды сладки: а с калинника лык надерёшь, да ягод в рот не возьмёшь.
Горька калина , хоть мёду – половина.

6. Борис и Глеб
Борис и Глеб – поспел хлеб.
Бориса и Глеба – паликопна (гроза жжёт копны), поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться.
На Глеба и Бориса за хлеб не берися.
Собирают черёмуху, заготавливают веники берёзовые.

7. Анна – холодница.
Макарий.
По Анне судили о зиме.
Анна припасает утренники.
Если утренник холодный,  и зима холодная.
Какова погода до обеда – такова  зима до декабря; какова погода после обеда – такова зима после декабря.
Муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы.
Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идёт дождь – зима снежная и тёплая.
На Макария Нижегородская ярмарка именинница.
Капуста завивает кочаны – шаровита, кудревата, на макушке плешь – на здоровье ешь.

9. Никола кочанский, кочанный.
Пантелеймон Палий.
Кочанный день. Вилки в кочаны завиваются.
Пантелеймона называют палий и боятся в этот день грозы.
На Пантелеймона грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжёт.
Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб.

10.
Прохоры и Пармены – не затевай мены.

11.
Калинник, Калинов день.
Коли на Калинника туман -  припасай косы про  овёс с ячменем.
Около этого дня нередко бывают морозы,  вредные для хлеба, остающегося на корню.
Пронеси, господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом.
На Калинов день не будет утренников, так и  Лупа не (5 сентября ) не заморозит).
Калина не закалинит, так и лупа не не залупит.
Если спелый овёс во второй раз зазеленеет – осень будет ненастной.
Сладка калина, как хорошо упарится.
Не видал ягоды сорок два года. а хоть бы и век, так и нужды нет.
Калина сама себя хвалила,  что она с мёдом хороша.

12. Сила и Силуян.

Засевки.
Сила хлеб силит.
На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна. (полна зерном и клонится к земле.)
Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.
Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не надо и работы могут продолжаться без остановки; когда же душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь.
Яровой сею – по сторонам гляжу;  ржаной сею – шапка с головы свалится, не подыму (некогда).
На Силу ведьмы обмирают, опившись молока.

13. Ели репу свежую,  вяленую, пареную.

14. Спас первый, медовый, мокрый.
Маккавей.
В большинстве районов  начинался ранний посев озимой ржи.
Когда начинали сеять озимые, стаскивали ветхого старика с печи – старинного пахаря..  Поддерживали ему руку одни, потрясли её другие: « Посей ты,  дедушко, первую горсточку на твоё стариковское счастье!»
Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду.
В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой.
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.
Паши под озимь, сей озимь, готовь гумна и овины.
На первый Спас защипывай горох.
Поспевает малина. Настой из цветков малины использовался как  противоядие против укусов змей и скорпионов; отваром цветков малины промывали воспалённые глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.
Собирали ягоды черёмухи  для лечения желудочно-кишечных заболеваний.
На Урале и в Сибири начинали шишковать кедры.
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Пасечники заламывают соты. Считалось,  что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд.  До этого дня есть мёд не разрешалось. Таков обычай.  Мёд освящали в церкви, пекли пироги с пшенной кашей и мёдом.
Во что Макавеи, в то и разговенье (28 августа).
Дождь на Макавея – мало пожаров бывает.
На Макавея собирают мак.
Черен мак, да смашен, и бела редька, да горька.
Семь лет маку не родило, а голоду не было.
Дикий мак употребляется как средство от ведьм.  Обсыпали дом маком , чтоб козни ведьм были недействительными.
Первый Спас – начало Успенского поста (до 28 августа).
На Первый спас отлетают ласточки и стрижи.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
Отцветают розы, падают холодные росы.
Первый спас  - мокрый.
У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро.
С первого Спаса и роса хороша.
На первый Спас олень копыто обмочил.
Лошадей купали в последний раз.
В Валдае (Новгородской губернии) принято было после освящения воды на озере купаться в рубашках.  После этого купали скот.

15. Степан – сеновал.
Косят отаву. Кончают сенокосные работы.
На Степана поят лошадей через серебро, то есть положив что-нибудь серебряное в воду.

16. Антон – вихревей.
Исаакий – малинник.
Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь.
Если ветер с вихрями – ожидай снежную зиму.
На Исаакия вихри – к крутой зиме.
Идёт полным ходом сбор лесной малины.

17. Авдотья – сеногнойка, малиновка огуречница.
Семь отроков Эфесских.
Семь отроков-сеногнои сено гноят.
Если дождь – всё сено сгниёт.
Как Авдотья,  такой ноябрь.
На Евдокию срывают огурцы.
На Авдотью сбор малины – готовь плетёнки.
Рясная малина. – урожай на хлеб.

18. Евстигней-житник.
Каков Евстигней,  таков и декабрь.
На пожне вечером. Как солнце закатится, так люди кричат. Если эхо далеко – то вёдрие, а если близко – как к дождю.(Пинежье)
Одной рукой жни. Другой сей.
Одно дело делай. Другое ведай.
День прозевал – урожай потерял.
На Евстигнея жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали мать сыру землю на помощь.
Ниву сожали,
Страду пострадали,
Гибкими спинами,
Вострыми серпами.
На стебле старались жнецы найти самое большое число колосьев. Если находили двенадцать, то называли «житной маткой» или «спорыньёй». Эти колосья хранили как зеницу ока в продолжение всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассевали первыми с твёрдой надеждой на получение от них обильного урожая.
На Евстигнея едят сырой лук с хлебом,  солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид лица. В комнатах развешивают связки луковиц – чтобы воздух очищался. Убирают лук, а то репка не успеет высохнуть.

19. Второй Спас. Яблочный.
Преображение.
Какой второй Спас, такой и январь.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
Встреча осени. Осенины.
На второй Спас освящают яблоки и мёд.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
Второй Спас – срывают спелые яблоки.
До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
Второй Спас всему час – шубу припас.
На второй Спас бери голицы про запас.
Становится холодно к ночи.
С этого времени считается самый лучший посев ржи, если погода благоприятствует.
Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.
Со второго Спаса засевай озими.
Ко второму спасу поспевает яровое. (Нижегородская губ)
Рожь, посеянная при северном ветре родит крепче и крупнее.
Начинается отлёт журавлей.
В Вологодской губернии устраивали гороховые разговены после молебен в церкви, наедались гороха до сыта.
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

20. Марины, Пимены.
Пимены-Марины – не ищи в лесу малины.
Спустя лето по малину в лес не ходят.
Если аисты готовятся к отлёту, осень будет холодной.

21. Мирон-ветрогон.
Каковы Мироны, таков январь.
Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут.
Ранние Инеи в конце лета – к урожаю будущего года.

23. Лаврентий.
На Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг.
Воды стонут.  Смотрят  в полдни на воду в реках и озёрах: коли тиха, то осень будет тихая,  а зима без вьюг и злых метелей.

24. ЭВПЛ.
Полагают. что на мученика Эвпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист. Вой и песни, и бегает белый конь.
Стригли овец.

25. Сев озимых.

27. Михей-тиховей.
На Михея дуют ветры-тиховеи – к ведренной  осени; на Михея буря – к ненастному сентябрю.
Тихий ветер в сад – сухая осень в лес.
Михеев день с бабьим летом перекликается.
Средний срок начала листопада.
Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет -  то зима придёт позже.

28. Успение.
Дожинки, обжинки, оспожники.
Ласточки отлетают.
Начало молодого бабьего лета (до 11 сентября).
С Успенья солнце засыпается.
Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить)
Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
До Успенья пахать – лишнюю копну нажать.
Успенье – окончание жатвы, складчины, братское пиво.
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала -
Надломила спинушку.
       *     *    *
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Оканчивается  уборка и посев  озимого хлеба. Начинается Успенский пост.  (спожинки).
По завершении работ , жнеи катались по ниве со словами:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою  силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:
Ох, и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
По старому русскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой- «завивали бороду» - и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Чтоб усилить это действие « бороду» украшали лентой. Свивали в венок. Пригибали его к земле и слегка присыпали землёй, прикапывали; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами:
- Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!
- Батюшка Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!.
Последний сноп жали молча.  Девушки считали, что если заговорят, жених будет слепой.
Последний сноп – именинник наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками и с песнями несли на пир честной.  Его ставили под иконы. Делали яичницу. Последний сноп овсяной жнивы на покров скармливали скотине или давали курам,  овцам,  свиньям, коровам, лошадям – всем по горсточке.  Сохраняли также его до Нового года.

29. Третий Спас , ореховый.
Поспевают орехи.
Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают (Нижегородская губ)
Третий Спас – хлебный: пекут пироги из нового хлеба.

31. Флор (Фрол) и Лавр (Лавёр) – лошадники. Конский праздник.
Флор и Лавёр – кончай посев ржи. Дожинки, досевки.
После этого дня посев ржи считается запоздалым
Коли до Флора не отсеешься – фролки и родятся (цветочки)
Смотрели у полыни корни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным.
Солят огурцы.
Лошадей кормили в полную сыть и ни в коем случае на них не работали, не седлали на скачках.
В день мучеников Флора и Лавра не выжигают тавра.
Лошадей купали, завивали лентами их хвост и гривы.
В этот день пекли печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику.
Окропляли лошадей святой водой.
С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
Улетают стрижи и ласточки.

Приветствую Вас Гость