Свежевытканный
пепельно-серого цвета холст приобретает едва уловимый серебристый оттенок, и
этот оттенок сохранится теперь вплоть до того дня, когда его окончательно
выбелят и уложат в девичий короб. К замужеству скапливалось много холстов, но
шить и доводить дары до кондиции разрешалось лишь на девичниках, когда свадьба
была уже не за горами. В марте-апреле дни становились светлее
и дольше. Неленивая ткачиха успевала напрясть за день стену холста длиною
шесть-семь метров. Две стены составляют конец, из конца выходило семь-десять
полотенец – платов. Весь великий пост по избам стоял несмолкаемый стук бердов и
скрип подножек. Ткут вначале самую тонкую пряжу, холст
из неё пойдёт на бельё, рубашки и полотенца. Пряжа из пачесей и льняных
изгребей идёт на тканые рядна (для рукавиц, портянок, мешков, подстилок). Самый
грубый холст называли пестрядинным и пестрядью. Весной холсты белят в золе и затем на
снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около
озера или речки. Пока взрослые намётывали телегу, девчонки бежали к речке. Они
собирали в гармошку пяднадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова
ровно расстилали на зелёной траве.Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом
уже наметана. Взрослые легко разрешали детям белить холсты. Зола для беления, или бучения,
холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Старики специально
ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст
был едва различим, если его расстелить на снегу.