Оболакиваться,
оболокаться – значит одеваться. Лёгкое пренебреженье к одежде выражалось
словами: «барахло», «хламида», «трунье», «виски», «рухлядь», «тряпки». Народу
была свойственна удивительная бережливость. К бережливости приучали с детства. Костюм-тройку
в крестьянской семье носили два или три поколения мужчин, женскую шерстяную
пару донашивали дочь, а иногда и внучка. Платок, купленный на ярмарке,
переходил от матери к дочке или ближайшей родственнице. (Перед смертью старуха
дарила своё именье, а перед преждевременной смертью женщина делала подробный
наказ,кому и что передать.) Замазать
грязью новые штаны, потерять шапку или прожечь дыру у костра было настоящим
несчастьем. Рубахи на груди рвали только пьяные дураки. Ничего лишнего в мужской рабочей
одежде не было. Допускалась лишь скромная вышивка по вороту и рукавам. Порты
имели только опушку (гашник) да 2-3 пуговицы, сделанные из межпозвонковых
бараньих кружков.Красили редко, но чаще
были не кращеными.В жаркую пору
крестьянин ничего не надевал поверх исподнего, не подпоясывался, лапти носил на
босу ногу. Лапти и берестяные ступни были превосходной рабочей обувью. Люди шли
в гости в лаптях, неся сапоги перекинутыми через плечо, и лишь у деревни
переобувались. В межсезонье одевал армяк либо
кафтан, в ненастье поверх армяка можно было натянуть балахон, для тепла носили
ещё башлык. Шапка , сшитая из меха, а то и валяная, подобно валенкам, дополняла
мужицкий гардероб осенью и весной.Зимой
же почти все носили шубы и полушубки. В дорогу прихватывали тулуп, который
имелся не у всех и тогда приходилось брать взаймы для поездки.Из овчины шили не только шубы, тулупы,
рукавицы, шапки,но и одеяла.В большом ходу были мужские и женские
овчинные жилеты, или душегреи с вересковыми палочками вместо пуговиц.
Встречались и мужские шубные штаны, которые были незаменимы в жестокий мороз,
особенно в дороге. Кушак либо ремень – был обязательным атрибутом мужской
одежды. Праздничный наряд мужчины состоял из
яркой, нередко кумачовой вышитой рубахи с тканым поясом, новых, промазанных
дёгтем сапог и суконных, хотя и домотканых штанов.Картузы, фуражки, бескозырки, гимнастёрки,
ремни разрушали народные традиции.
Холостяки носили кепки с бантом, с брошкой, иногда с полевым цветком. Ещё в
кепки вставляли согнутые гибкие дранки, решета. Тогда кепка приобретала форму
колеса, и в праздничных свалках она могла катиться далеко вдоль деревни. Основу женского наряда начала 20
векасоставляла рубаха и сарафан. Всю
одежду, кроме верхней, женщина изготовляла сама: плела, вышивала, ткала,
вязала.Верхнюю шили швецы.Каждая женщина в одежду вносила что-то своё.
Менее одарённые подражали . Девушка , выкраивая себе рубаху, не могла
произвольно ни укоротить, ни удлинить, широкую шитьтоже было ни к чему, как и слишком
узкую.Но она могла вышить ворот, рукав
сделать сборчатым, а по подолу пустить строчи и кружева. Рубахи назывались исподками, шились
с глухим воротом и широкими рукавами. С появлением ситца начали шить воротушки,
у которых ситцевая верхняя часть пришивалась к холщовому стану.В жаркую пору на поле трудились в одних
рубахах. До 30 годов деревенские женщины не
знали рейтузов и лифчиков. Женщины по сугробам не лазали, за брёвнами в лес не
ездили.Принцип колокола в одеждене позволял мёрзнуть в самые сильные морозы. Поверх рубахи она одевала шерстяной
сарафан, еговерхний край был выше груди и держался на проймах. По талии он
обхватывался тканым поясом, носили его и без пояса, особенно в тёплое время. Юбка отличалась от сарафана тем, что держалась
не на проймах, а на поясе, для неё ткали особую узорную, выборную, часто
шерстяную ткань. Шили сарафаны, юбки и казачки разнообразно, с морхами, с
воланами. Сак, сшитый на фантах назывался троешовком. Одежда много значила для парня и для
девушки. Старались заработать на одежду, из за неё не спали ночами, стеснялись
гулять. Полупальто для парней называлось верхним пиджаком.
По поводу нехватки одежды пелись такие частушки:
Зародились некрасивы,
Небогато и живём,
На весёлую гуляночку
В туфаечках идём.
Говорят,
одёжи нету -
Вешала да вешала,
Юбка в клетку, юбка в клёш,
Ещё какого лешева.
После гуляния или хождения к церкви одежду всегда развешивали, сушили и убирали
в чулан. Барачный смешанный быт 20 годов
научил девушек носить шапки и ватные брюки. Работа в лесу на лошадях обучила
мужским словам и манерам. И всё же, отправляясь на всю зиму на лесозаготовки,
многие девушки брали с собой небольшой праздничный наряд. Была ведь и гармонь в
зимние вечера. Женская обувь в старину не
отличалась многообразием. Одни и те же сапогиносили и в поле, и на гулянье. Искусные сапожники шили для них башмаки
или камаши.У зажиточных появлялись
полусапожки – изящная фабричная обувь. Основным женским головным убором
были платки и плетёные кружевные косынки.
Богатые крестьянки имели муфту.У
полноценной невесты дополнением к приданому были полусапожки, пара, косынка,
кашемировка. Одетый как взрослый, ребёнок и жить
старался как взрослый. Одежда от старшего переходила к младшему. Донашивание
было просто необходимым.В больших
семьях обновы были нечасты. Что было не нужным, обязательно отдавали нищим.
Выбрасывать считалось грехом, как и покупать лишнее.