Прежде без
согласия и помощи родителей молодые не могли устроить свою судьбу. Ничего
своего у них не было: ни документов, ни дома, ни утвари. Бродяжничество на Руси
строго наказывалось. Жених – не жених, невеста – не невеста, до тех пор, пока
родители согласия на свадьбу не дадут, пока обручения не состоялось. Сватовство
было очень ответственным моментом в
жизни.
В назначенный день, выбрав маршрут и помолившись, сваты – родители
или близкие родственники – шли
свататься. В этом деле всё занимало своё определённое место. Нужно было знать:
как, куда и после кого ступить, что
сказать, куда положить то или это, заметить всё, что происходит в доме и на
дороге, всё запомнить, предупредить, обдумать. Каждое сватовство было
особенным, непохожим по форме на другие,
одни и т же выражения, пословицы говорились по-разному. Даже обметание валенок у крыльца, сушка голиц
у печной заслонки, поведение домашних животных. Скрип половиц, шум ветра
приобретали особый смысл во внешнем оформлении сватовства. Один из сватов непременно
был говорун. В дом заходили без предупреждения, как и всегда. Крестились,
рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу
настраивались на определённый лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался
словесный поединок. Даже при заведомо решённом деле отец и мать невесты
отказывали сначала, мол, надобно ещё подождать, товар у нас нележалый, мол, ещё
молода да именья мало. Им в ответ ещё азартнее были сваты, расхваливая жениха и
пуская в ход всё своё красноречие.
Бывали случаи, когда, ничего не добившись. Сваты на свой страх и риск
высватывали другую невесту, младшую, а то и старшую, засидевшуюся в девках
сестру, либо уходили в другой дом и даже в другую деревню, если жених был не
очень разборчив, а женитьба становилась безотлагательной. Сватовство –
особенный ритуал. В нём стороны жениха и невесты обменивались разными
присловицами. Народный обычай щадил самолюбие, он словно бы выручал бедного, а
с богатого сшибал лишнюю спесь, подбадривал несмелого, а излишне развязных
осаживал.
Сватовство редко заканчивалось твёрдым
обещанием, тем не менее сваты улавливали согласие в нетвёрдости голоса, в
неопределённости причин отказа. Иногда один из родителей невесты рьяно
отказывал, другой же делал тайный, едва уловимый знак: дескать, всё ладно
будет, не отступайтесь. Под конец, изрядно потрудившись, все расставались, и
родители невесты как бы из милости или из уважения к жениховскому роду давали
обещание приехать поглядеть место.
Глядение места, знакомство с домом,
где будет жить «чадушко ненаглядное», - следующий этап свадебной операции.
Родители невесты старались приехать невзначай, чтобы увидеть всё как есть, но
женихова родня тоже не дремала. Чтобы не
упасть лицом в грязь, исподтишка готовились к встрече. Здесь народная традиция позволяла небольшой
подлог: разрешалось брать у соседей «именье» напоказ, и в дом к жениху иногда
стаскивали соседские одеяла и шубы. И всё же бывало так. что смотрящие место по
одному виду дома твёрдо решали не отдавать дочь, а чтобы не обидеть жениха,
искали для отказа благовидный предлог. Родители невесты обходили весь дом,
заглядывали в хлевы и во двор, любопытствуя, сколько у жениха скота и утвари,
дородно ли хлеба, есть ли на чём спать и какова баня. Только после этого
становилось ясным, удачно ли свершилось сватовство, или жениху отказано. Если
отказано – снаряжали новых сватов.
В случае удачи наступал короткий
перерыв, после чего следовала третья
часть свадебного действа. Оно называлось
по-разному: рукобитье, сговор, запорученье. В этот момент окончательно решали
породниться, намечали день венчания, определялось место, где будут жить
молодые, количество приданого.
Отныне девушка считалась
запорученной, тогда она начинала шить приданое. Время между запорученьем и
венчанием насыщено причётами, песнями, приметами.
Приезд за дарами – четвёртый акт
свадебного действа. Завершают это действо венчание и свадебный пир.
Люди
женятся, а у нас глаза светятся.
Без нашей свахи и девка не заневестится.
Выбирай не
невесту, а сваху.
Сваха ходит
собачьей тропой.
Сваха
лукавая, змея семиглавая.
Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.
Сватать, так
и хвастать.
Никто против
свахи не соврёт.
Одна только
сваха за чужую душу божится.
Люди
хвастают – не перелезешь, сват хвастает – на коне не перескочишь.
Посвататься
– как дровней попросить.
Дровни – деревенские сани.
В сватовстве
спрашивают не о душе, а о душах.
Было бы
хожено да лажено, а там хоть чёрт родись.
Свата не
берут из того дома, где жених, а из под другой крыши.
Не давай
коня в соху, не пускай жену в свахи.
Сваха чужие
грехи на душу принимает.
Пришли с
добрым делом.
Значило – пришли сватать.
Хорошую
невесту и на печи найдут.
Свату первая чарка и первая палка.
Худ жених сватается – хорошему путь кажет.
Один женился – свет увидел,
другой женился – с головой пропал.
Не кайся, рано вставши; кайся. рано женившись.
Доброю женою и муж честен.
Не сидеть
пришли, а с добрым словом.
Пришли в
гости, не гостить, а пир подымать.
У вас товар
(невеста), а у нас купец (жених).
На ваш
товарец мы заморского купца найдём.
На товар
нележалый купец неженатый.
Бог вас
спасёт, что и нас из людей не выкинули.
Такой первый ответ давали родители
невесты пришедшим в избу сватам.
Спасибо на
любви, сват, а нынче отдавать девки не хотим.
У нас товар
непродажный, не поспел.
Не по купцу
товар.
Не по товару
купец.
Просим не
прогневаться: ищите лучше нас.
Не рука вам
товар наш, по себе найдёте.
Не порогом
мы поперёк вас стали: есть лучше нас.
Свату либо
спасибо, либо – вот так да вот эдак.
Сват – так
сват. А не сват – ин добрый человек.
Так отвечал сват, получив отказ. Мол, не
отдаёте – так не прогневайтесь на меня, останемся в добрых отношениях.
Люб – так
сват. А не люб – так добрый человек.
Свату –
первая чарка и первая палка.
Не за отца
отдать, а за молодца.
Не нам с ним
жить, а ей.
Не женись
для тёщи, не выдавай для свёкра.
Сидеть
маком.
Значило – красоваться в девках.
Был бы
купец, а товар есть.
Дочь из
нашего послушания не выходит.
Так отвечали родители, когда были
согласны отдать дочь замуж.
Воля –
батюшкина, нега – матушкина.
Ответ невесты на вопрос родителей о её
согласии.
Для купца,
удалого молодца, наша девица хоть куда.
Хлеб-соль
берём, а вас пировать зовём.
Родители невесты подтверждают согласие
отдать дочку.
Хлеб-соль
примаем, а вас под образа сажаем.
От добрых
людей хлеб-соль примаём, а молодца – на придачу.
Против
Божьей воли, против добрых людей – не спорщики.
Купец здесь,
а чего купить пришли, ещё не видали.
Купец здесь,
а товара не видно. Надо красныйтовар налицо.
Заглазного
купца кнутом бьют: просим товар лицом показать.
Наше
смотрите и своё покажите.. На смотренье, на гляденье.
Просим наших
детей посмотреть и своих показать.
Выдь на
крыльцо, покажи своё бело лицо.
Вы видели
сокола, покажите ж нам сизу голубку.
Суженого
примите, а ряженого подайте.
Невеста не
то, чтобы в окошко подать, а хоть кому угодно на ладонке поднести.
Моя девка
умнёшенька, прядёт тонешенько. Точит чистёшенько, белит белёшенько.
Квашня
плоха. Да притвор-то гож.
Так могли сказать, если невеста – не в
мать, а в отца.
Жениху да
невесте – сто лет, да вместе.
Ваш товар
нам люб, люб ли вам наш?
Не спорьте о
приданом, после прибавим.
Посоветуемся
с родными, дайте подумать.
Желанный ответ свахе.
Кому
сужено-ряжено, так наш товар надо продать, а ваш - купить.
Ещё одна формула согласия родителей невесты.
Быть на
винной чарке, на первых сидинах.
Быть на смотринах невесты.
Батюшка, пей,
да дочери не пропей!
Заливать
невесту.
Окончательно просватать.
Пропитая –
залитая.
Просватанная невеста.
Как под
крестом, так и под венцом.
Переломить
пирог.
Поговорка означала просватанье девушки.
Сват приносил пирог, трижды через руки отцов ломал его и давал им по куску.
Или я вам не
слуга была, или – не работница?
Даже выходя замуж за любимого, невесте
полагалось говорить подобные слова, и тем подтверждать свою любовь к
родительскому дому. Все понимали, что слова эти притворны.
Аль я
сосновый пол протоптала. Дубовы доски просидела?
День
плакать, а век радоваться.
Такое пожелание высказывали подруги
невесты на девичнике. А невесте на том девичнике полагалось плакать в знак
расставания с прошлой жизнью.
Не плачет за
столом, наплачется за столбом.
У хорошей
невесты – по семи подруг.
Я иду, и вы
идёте за мною.
Говорила невеста подругам, желая им
поскорее тоже выйти замуж.
Засватана –
что запродана.
У невесты
женихов - сто один, а достанется один.
Сватались к
девушке тридцать с одним, а ей быть за одним.
Не всякий
женится, кто присватался.
Много
женихов, да суженого нет.
Сватался,
сватался, да и спрятался.
У нас
невестам нет переводу.
Его невесты
на том свете козлов пасут.
Христа ради
невест не выдают.
Так отвечали свахе, которая не
отвязывается, получив отказ, а начинает упрашивать родителей невесты.
Дочку замуж
выдать – не пирог испечь.
Замуж выходи
– в оба гляди.
Народные приметы
Сваты
Если сваты
сядут под мятицу (центральную балку) , то сватовство будет удачным.
Если сваты
унесут с собой из дома невесты вехоть (ветошь), то сватовство будет удачным.
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Архив записей |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |