Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Сватовство


    Прежде без согласия и помощи родителей молодые не могли устроить свою судьбу. Ничего своего у них не было: ни документов, ни дома, ни утвари. Бродяжничество на Руси строго наказывалось. Жених – не жених, невеста – не невеста, до тех пор, пока родители согласия на свадьбу не дадут, пока обручения не состоялось. Сватовство было очень ответственным  моментом в жизни.
   В назначенный день, выбрав маршрут и помолившись, сваты – родители или   близкие родственники – шли свататься. В этом деле всё занимало своё определённое место. Нужно было знать: как,  куда и после кого ступить, что сказать, куда положить то или это, заметить всё, что происходит в доме и на дороге, всё запомнить, предупредить, обдумать. Каждое сватовство было особенным,  непохожим по форме на другие, одни и т же выражения, пословицы говорились по-разному.  Даже обметание валенок у крыльца, сушка голиц у печной заслонки, поведение домашних животных. Скрип половиц, шум ветра приобретали особый смысл во внешнем оформлении сватовства. Один из сватов непременно был говорун. В дом заходили без предупреждения, как и всегда. Крестились, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определённый лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался словесный поединок. Даже при заведомо решённом деле отец и мать невесты отказывали сначала, мол, надобно ещё подождать, товар у нас нележалый, мол, ещё молода да именья мало. Им в ответ ещё азартнее были сваты, расхваливая жениха и пуская в ход всё своё красноречие.  Бывали случаи, когда, ничего не добившись. Сваты на свой страх и риск высватывали другую невесту, младшую, а то и старшую, засидевшуюся в девках сестру, либо уходили в другой дом и даже в другую деревню, если жених был не очень разборчив, а женитьба становилась безотлагательной. Сватовство – особенный ритуал. В нём стороны жениха и невесты обменивались разными присловицами. Народный обычай щадил самолюбие, он словно бы выручал бедного, а с богатого сшибал лишнюю спесь, подбадривал несмелого, а излишне развязных осаживал.
   Сватовство редко заканчивалось твёрдым обещанием, тем не менее сваты улавливали согласие в нетвёрдости голоса, в неопределённости причин отказа. Иногда один из родителей невесты рьяно отказывал, другой же делал тайный, едва уловимый знак: дескать, всё ладно будет, не отступайтесь. Под конец, изрядно потрудившись, все расставались, и родители невесты как бы из милости или из уважения к жениховскому роду давали обещание приехать поглядеть место.
    Глядение места, знакомство с домом, где будет жить «чадушко ненаглядное», - следующий этап свадебной операции. Родители невесты старались приехать невзначай, чтобы увидеть всё как есть, но женихова родня тоже не дремала.  Чтобы не упасть лицом в грязь, исподтишка готовились к встрече.  Здесь народная традиция позволяла небольшой подлог: разрешалось брать у соседей «именье» напоказ, и в дом к жениху иногда стаскивали соседские одеяла и шубы. И всё же бывало так. что смотрящие место по одному виду дома твёрдо решали не отдавать дочь, а чтобы не обидеть жениха, искали для отказа благовидный предлог. Родители невесты обходили весь дом, заглядывали в хлевы и во двор, любопытствуя, сколько у жениха скота и утвари, дородно ли хлеба, есть ли на чём спать и какова баня. Только после этого становилось ясным, удачно ли свершилось сватовство, или жениху отказано. Если отказано – снаряжали новых сватов.
    В случае удачи наступал короткий перерыв,  после чего следовала третья часть свадебного действа.  Оно называлось по-разному: рукобитье, сговор, запорученье. В этот момент окончательно решали породниться, намечали день венчания, определялось место, где будут жить молодые, количество приданого.
     Отныне девушка считалась запорученной, тогда она начинала шить приданое. Время между запорученьем и венчанием насыщено причётами, песнями, приметами.
     Приезд за дарами – четвёртый акт свадебного действа. Завершают это действо венчание и свадебный пир.

Люди женятся, а у нас глаза светятся.
Без нашей свахи и девка не заневестится.

Выбирай не невесту, а сваху.

Сваха ходит собачьей тропой.

Сваха лукавая, змея семиглавая.

Чужую сторону никто против свахи не нахвалит.

Сватать, так и хвастать.

Никто против свахи не соврёт.

Одна только сваха за чужую душу божится.


Люди хвастают – не перелезешь, сват хвастает – на коне не перескочишь.

Посвататься – как дровней попросить.
Дровни – деревенские сани.

В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах.

Было бы хожено да лажено, а там хоть чёрт родись.

Свата не берут из того дома, где жених, а из под другой крыши.

Не давай коня в соху, не пускай жену в свахи.

Сваха чужие грехи на душу принимает.

Пришли с добрым делом.
Значило – пришли сватать.

Хорошую невесту и на печи найдут.
Свату первая чарка и первая палка.
Худ жених сватается – хорошему путь кажет.
Один женился – свет увидел,
другой женился – с головой пропал.
Не кайся, рано вставши; кайся. рано женившись.
Доброю женою и муж честен.

Не сидеть пришли, а с добрым словом.

Пришли в гости, не гостить, а пир подымать.

У вас товар (невеста), а у нас купец (жених).

На ваш товарец мы заморского купца найдём.

На товар нележалый купец неженатый.

Бог вас спасёт, что и нас из людей не выкинули.
Такой первый ответ давали родители невесты пришедшим в избу сватам.

Спасибо на любви, сват, а нынче отдавать девки не хотим.

У нас товар непродажный, не поспел.

Не по купцу товар.

Не по товару купец.

Просим не прогневаться: ищите лучше нас.

Не рука вам товар наш, по себе найдёте.

Не порогом мы поперёк вас стали: есть лучше нас.

Свату либо спасибо, либо – вот так да вот эдак.

Сват – так сват. А не сват – ин добрый человек.
Так отвечал сват, получив отказ. Мол, не отдаёте – так не прогневайтесь на меня, останемся в добрых отношениях.

Люб – так сват. А не люб – так добрый человек.

Свату – первая чарка и первая палка.

Не за отца отдать, а за молодца.

Не нам с ним жить, а ей.

Не женись для тёщи, не выдавай для свёкра.

Сидеть маком.
Значило – красоваться в девках.

Был бы купец, а товар есть.

Дочь из нашего послушания не выходит.
Так отвечали родители, когда были согласны отдать дочь замуж.

Воля – батюшкина, нега – матушкина.
Ответ невесты на вопрос родителей о её согласии.

Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда.

Хлеб-соль берём, а вас пировать зовём.
Родители невесты подтверждают согласие отдать дочку.

Хлеб-соль примаем, а вас под образа сажаем.

От добрых людей хлеб-соль примаём, а молодца – на придачу.

Против Божьей воли, против добрых людей – не спорщики.

Купец здесь, а чего купить пришли, ещё не видали.

Купец здесь, а товара не видно. Надо красныйтовар налицо.

Заглазного купца кнутом бьют: просим товар лицом показать.

Наше смотрите и своё покажите.. На смотренье, на гляденье.

Просим наших детей посмотреть и своих показать.

Выдь на крыльцо, покажи своё бело лицо.

Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку.

Суженого примите, а ряженого подайте.

Невеста не то, чтобы в окошко подать, а хоть кому угодно на ладонке поднести.

Моя девка умнёшенька, прядёт тонешенько. Точит чистёшенько, белит белёшенько.

Квашня плоха. Да притвор-то гож.
Так могли сказать, если невеста – не в мать, а в отца.

Жениху да невесте – сто лет, да вместе.

Ваш товар нам люб, люб ли вам наш?

Не спорьте о приданом, после прибавим.

Посоветуемся с родными, дайте подумать.
Желанный ответ свахе.

Кому сужено-ряжено, так наш товар надо продать, а ваш  - купить.
Ещё одна формула согласия родителей невесты.

Быть на винной чарке, на первых сидинах.
Быть на смотринах невесты.

Батюшка, пей, да дочери не пропей!

Заливать невесту.
Окончательно просватать.

Пропитая – залитая.
Просватанная невеста.

Как под крестом, так и под венцом.

Переломить пирог.
Поговорка означала просватанье девушки. Сват приносил пирог, трижды через руки отцов ломал его и давал им по куску.

Или я вам не слуга была, или – не работница?
Даже выходя замуж за любимого, невесте полагалось говорить подобные слова, и тем подтверждать свою любовь к родительскому дому. Все понимали, что слова эти притворны.

Аль я сосновый пол протоптала. Дубовы доски просидела?

День плакать, а век радоваться.
Такое пожелание высказывали подруги невесты на девичнике. А невесте на том девичнике полагалось плакать в знак расставания с прошлой жизнью.

Не плачет за столом, наплачется за столбом.

У хорошей невесты – по семи подруг.

Я иду, и вы идёте за мною.
Говорила невеста подругам, желая им поскорее тоже выйти замуж.

Засватана – что запродана.

У невесты женихов - сто один, а достанется один.

Сватались к девушке тридцать с одним, а ей быть за одним.

Не всякий женится, кто присватался.

Много женихов, да суженого нет.

Сватался, сватался, да и спрятался.

У нас невестам нет переводу.

Его невесты на том свете козлов пасут.

Христа ради невест не выдают.
Так отвечали свахе, которая не отвязывается, получив отказ, а начинает упрашивать родителей невесты.

Дочку замуж выдать – не пирог испечь.

Замуж выходи – в оба гляди.

Народные приметы

Сваты

Если сваты сядут под мятицу (центральную балку) , то сватовство будет удачным.

Если сваты унесут с собой из дома невесты вехоть (ветошь), то сватовство будет удачным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствую Вас Гость