Коглину
запаривали и скармливали в смеси с картошкой скоту и курам. В войну и после
войны её толкли в ступах и пекли из неё лепёшки.Пища постных дней и периодов не обходилась
безльняного или конопляного масла. Битьё масла было своеобразным
ритуалом, чем-то праздничным, развлекательным.До этого надо было просушить льносемя, истолочь на мельнице или вручную
в ступе. После этого просеивали решетами, а остатки снова толкли. Истолчённую
массу помещали в горшки и разогревали в метеных печах. Горячую, её заворачивали
в плотную холщовую ткань и закладывали в колоду между двумя деревянными
плашками. Эти плашки сдавливали при помощи клиньев.. По клиньям надо было бить
чуть ли не кувалдой. Под колодой ставилась посуда. С каждым ударом приближался
тот занятный момент, когда первая капелька густого янтарного масла ударится о
подставленную скоородку. Этот момент караулили с интересом дети и
взрослые.Выбив, выдавив масло, вынимают
сплющенный кулёк и вставляют в колоду свежий, горячий.На жмыхе, сдавленном в плотную ровную плитку,
чётко отпечатывалась графическая структура холщовой ткани. Льняное и конопляное масло шло не
только в пищу, но и на изготовление олифы. Оно поставлялось большому количеству
художников, в церкви.