С началом
великого поста связан один обычай духовной красоты. Он исполнялся чаще всего
женщинами. Перед хождением на исповедь старалисьприпомнить каждого, кого тайно или явно
обидели в минувшемгоду, с кем
обменялись руганью, повздорили.Выходя
из дома, по очереди обращались ко всем домашним с искренней просьбой простить
ради Христа. При этом тот, к кому обращались, почти всегда отвечал тем же
чувством раскаяния. Погасив внутрисемейные неурядицы, старались припомнить и
общедеревенские: «Ой, ой, я ведь Кузьмича дураком осенись обозвала». Шли к
Кузьмичу. На традиционное: « Прости меня, грешного!» - надо было ответить: «Бог
простит». Если грех считался уж очень большим, кланялись в ноги или вставали на
колени. Тем крепче и значительнее оказывалось примирение и тем легче
становилось у того и другого « на сердце». Окончательное освобождение от
сердечной тяжести происходило уже в церкви и после церкви.Так начинался самый длинный. семинедельный,
великий пост – время от масленицы до светлого воскресенья. На средокрестной
неделе, в четверг пекут из теста обыденные кресты, а в один из них запекают
настоящий бронзовый крестик. Тот, кому при разборе попадётся лакомство с
настоящим крестиком, весною будет бросать первую горсть семян. И тогда ребёнок
с нетерпением дожидается сева, и взрослые никогда не забывают про этот обычай. За неделю до пасхи , в вербное
воскресенье, взрослые освящали в церкви пучки вербушек – ивовых либо вербных
веток, покрытых серебряными барашками.Вербушки украшали божницу каждой избы, такой лозинкой погоняли скотину
при первом выпуске из хлева на улицу.Светлое воскресенье для русского крестьянина – самый великий праздник,
самый торжественный и радостный день в году. Ночь на пасху также была торжественной
и для большинства прихожан бессонной, она вся посвящалась церковным молебствам.
Если во время крёстного хода вода под ногами стынет, то до полного торжества
весны случится не менее сорока утренников, иными словами , предстоит поздняя
весна. Поутру, в светлое воскресенье люди
разговляются, христосуются, многие обмениваются крашеными яйцами. Всю
последующую неделю священнослужители ходили по домам. По этому случаю в избе
развевали платы (полотенца), стелили на стол специальную скатерть и запасали
деревянные чаши с житом. В эти чаши прямо в зерно втыкались иконы, на скатерть
клали по одному пирогу и одному караваю. В день Георгия Победоносца святили
также скот, и всё это сопровождалось тысячами характерных деталей, поговорок,
примет. Так, например, до троицы не разрешалось ломать берёзу на веники. В
троицу же улицы в деревнях украшались целыми рядами срубленных берёз, которые
стояли у домов по нескольку дней. Троица – самый весёлый, наполовину
весенний, наполовину летний пивной праздник.всё вокруг в эту пору свежо, зелено, дни долгие, ночи светлые, трава
самая молодая – не жёсткая и не запылённая;воздух уже сухой, но не жаркий, комаров и мошки очень немного. В заговенье перед петровым постом
у взрослых и у холостяков существовал обычай катать куриные яйца с наклонных
лотков. Некоторые везучие игроки выигрывали по нескольку десятков яиц. В петров пост вновь прекращались
все подобные развлечения. Словно бы в назиданье или в наказанье природа для
людей и животных припасает в это время тучи всяких кровопийц: ночью мизерная,
еле видимая мошка, днём оводы, вечером комарье. Страда летних дней не выглядела
тяжёлой, если погода стояла сухая. Успевали жать и косить, пахать, сеять,
молотить и варить пиво. Женихи и невесты старались сыграть
свадьбу до великого поста.
На Илью – последнийлетний праздник –
днём тень уже из-за куста выходит, ночи становятся темней и длинней. Если в
праздничной деревне нет ни родни, ни приятельства, можно подкрепиться на
обратном пути лесными ягодами, только вот уже землянику в эту пору уже не ели,
говорили, что её облизала лягушка. Яблоки нельзя было есть до Спаса-Маковея, до
освящения их в церкви, куда носили святить и другие плоды.Перед днём успения снова две недели
постились. Ночь этого праздника была уже совсем тёмной, гуляли на улице, ничего
не видя и узнавая друг друга по голосам да по тону гармошек. Годовая система праздников и почти
каждый день недели прочно увязаны, «утрясены» с природой и с трудовым циклом.
Поэтому празднование было такой же естественной необходимостью, как и работа.
Эта необходимость не зависела от материального достатка.Самые бедные также звали к себе гостей.
Окончание полевых работ, дожинки, считалось праздничным днём, как и начало
сева. Большуха сама дожинает на полосе последний сноп и несёт домой. Все, кто
участвовал в жнитве, втыкают свои серпы в сноп и ставят его в передний угол. В
этот же день готовили и угощались специальным дожиточным саламатом. Сноп стоял
под иконой до покрова. Утром в покров хозяин или хозяйка несли сноп в хлев, там
развязывали его и давали « по волоти каждой скотинке», приговаривая: « Батюшка
Покров, закорми скотинку здоровьем».«батюшка Покров, покрой избу
теплом, хозяина добром. землю снежком, хозяюшку пирожком, девушку женишком
ит.д. Несколько недель глубокой осени и
зимы снова отведены посту. Он назывался Филипповским и длился до рождества. В
сочельник, то есть в канун рождества, религиозные люди не ели от зари до зари.
Ребята и девицы выбегали утром на улицу с сочнем, загадывая желания и замечая,
кто первым попадётся навстречу.С того
дня начинали поспешно справлять сватовства. Тот, кто не успевал жениться до
масленицы, оставался с «таком».