Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

5.День за днём

1
Кузьма
Сей морковь и свеклу на Козьму
Зацветание ивы-бредины указывает на начало сева редиски и моркови, лука и укропа.
В начале мая в тюменском крае происходит неводьба. Человек десять или пятнадцать соединяются в артель для устройства невода. Каждый пайщик вносит определённую часть мерёжи, верёвок для тетивы и прогона, кибасьев и наплавьев. Кибасьями называются просушенные куски глины в форме сплюснутого шара с отверстием посередине. Наплавь, или наплавки, приготовляются большей частью из коры тополя, называемой сухариной или сухарником.
Воронежцы замечали около  1 мая, что плотва в это время мечет икру. Если она оставалась вместе только четыре дня и потом расходилась, то считалось, что пора сеять пораньше, а если оставалась неделю и больше,  то – позже.

Не накормит земля, накормит вода.
Море – рыбачье поле.

В Петрозаводске встречали весну 1 мая с соломенным чучелом, которое, подняв на шест, ставят на горке, потом  садятся вокруг него пировать и, по окончании пиршества, сжигают чучело с песнями и плясками.

Весна Дуньку кличет:
Дай, Дунька, ключи,
Отомкнуть землицу,
Выпустить травицу
На раннее лето,
На буйное жито.
Можно услышать соловьёв. Зацветают анютины глазки, крыжовник.

2
Иоанн Ветхопещерник.
Если начало мая тёплое – в конце будут холода, и наоборот.
На Ветхопещерника обновляй новинку (холст).
Вот тебе, матушка весна, новая новина! – говорят, расстилая холсты в поле.
Зацветают садовая ирга, красная смородина, бузина, жёлтая акация, полевой клён, лопаются почки у тополя и ольхи.

3
Фёдор
Влагу соберёшь, так с поля повезёшь.
В поле поработаешь – в амбар свезёшь.
В этот день посещали кладбища: причитания или окликания родителей на погосте.
Сажают ранний картофель, квакают лягушки, покрывается цветками американский ясень

4
День глиновяз, водошлёп, маковистая заря, грачи – стадом.
Рано зацвела черёмуха, будет тёплое лето.
Цветёт лиловая сирень

5
Лука
На Луку высаживают на грядки лук.
Лук добро и в бою  и во щах.
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук.
Лук от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук да баня всё правят.
Тёплый май весну сряжает.
Ночью заморозит, так сорок утренников ещё на хлеб падёт, сорок утренних морозов на всё лето, пока хлеб в поле стоит.

6
Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
Вылет майских жуков. Температура выше 5 градусов. Кукует кукушка. Скот на пастбище. Зацвела чёрная смородина,  чистотел.
Юрий на порог весну приволок.
Егорий землю отмыкает.
Пришёл Егорий, и весне не уйти.
Промеж гор лежит бугор, пришёл Егор, унёс бугор. (О снеге)
Егорий весну начинает, Илья лето кончает.
Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой.
Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.
Зелёная травка – молока прибавка.
На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом.
Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
До святого Юрья корм есть и у дурня.
Богатый сыт и в Юрьев день, а бедный терпит до Спаса (14 августа)
Егорий с ношей, а Никола с возом.
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
В Егорьев день река выйдет, лёд унесёт, на Николу и травка вырастет (Пинежье).
На Егорья мороз – будет просо и  овёс.
На Егорья мороз – гречи хороши.
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать тёплой осени (Тамбовская губ).
Как в Егорьевску ночь заморозит, так сорок утренников ещё на хлеб  падёт, сорок утренних морозов с Егорьева дни на всё лето, пока хлеб в поле стоит.
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
На Егорья роса – будут добрые проса (Орловская губ).
На Юрья роса – не надо коням овса.
Будь здоров, как Юрьева роса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь – скоту лёгкий год.
На Юрья дождь – гречи нерод.
На Юрья снег – урожай на гречу.
Егорий – ленивая сошка, на Егорья выезжает и ленивая соха.
Юрий починает полевые работы,  Юрий и кончает.
Ранний посев ярового – с  Юрья (Воронежская губ).
Ранний яровой посев с Егорья, поздний – с Еремея (14 мая; Ярославская губ).
Яровое сей до Егория (Новгородская губ).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья – ранний сев, ясный вечер – поздний (Новгородская обл).
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (Нижегородская губ).
Кто сеет овёс с Егорья, тот убирает не зерно, а солому.
Сей просо с Егорья,  кончай Николой (Тамбовская губ)    
С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.
К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.
На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали:»Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на всё полное лето и спаси её!» (Калининская обл)
Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.
На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал.
В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своём белом коне и пасёт скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.
Для оберега от диких животных , когда в первый раз выпускают скотину в лес, на печной заслонке оставляли  крошки хлеба и давали на заслоне корове, произнося при этом один раз: Как этот заслон в кажную ночь стоит на своём месте, так бы наша коровушка пеструша в кажную ночь стояла в нашем дворе. (Архангельская губ).
Крестьянка из Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала  его в воротах. Через которые выгоняли скотину, приговаривая:»Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора  держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».
Поступали и так: «сливали в один сосуд воду, взятую из трёх ключей,  с приговором:»Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый. Крестьянский жить в одно место».
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Особенно известно обращение  во время первого выгона на подножный корм.
   «Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Рудонюшку и Пестронюшку в тёмных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь!
 На егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали,
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

В костромских деревнях в два часа ночи ребятишки ходили по домам, кликали Егорья под окнами и выпрашивали яйца с барабанками, шергунцами, трензелем, бубном, будили всю окрестность пением.

Широко бытовало поверие: На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздаёт зверям наказы; «Всяк зверь у Егорья  под рукой». Под Егорья вешнего не работали, чтобы  волк овец не поел.
6 мая прилетали ласточки, прислушивались к голосу кукушки.
Кукушка кукует до Егория – скот падёт.
Если кукушка кукует, когда ещё не оделся лес, будет голодный год.
При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились.
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача.
Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.
С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.
Скотопас. Начинают пасти коров.
Если роса – не надо коням овса, будут добрые проса, дождь – скоту лёгкий год, снег (крупа) – урожай на гречу, мороз – будут просо и овёс.

7
Евсей – овсы отсей, Савва.
Савва – кончается хлеб, начинается голодный май.
Когда на дороге грязь, тогда овёс – князь.
Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овёс хоть в воду, да в пору.
Овёс должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения (Воронежская губ)
Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мёрзнет на пашне нога.
Сейки в ненастье, а сбирки в ведро.
Днём раньше посеешь – неделей раньше уберёшь.
Раннее яровое сей. когда вода сольёт, позднее – когда цвет калины в цвету будет.
Урожай сморчков. Крупные почки на осине, сильная завязь орехов -  к урожаю проса.
Цветёт яблоня, развёртывают почки груша, ветлы, рябина, вылетают заспанные шмели

8
Марк.
На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
Прилёт певчих птиц стаями.
В этот день ловили чижей.
В этот день молятся и просят о ниспослании сильного дождя так необходимого в эту пору. Говорят: «если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».
Верили раньше, что Марк владеет ключами от дождей.
Даст небо дождь, а земля – рожь.
Дождь – мужику рожь, а бурлаку вошь.
Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.

Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь.
Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
Приговаривали:

Дай бог дождю
В толстые вожжи!
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овёс,
На девичью гречу,
На маличье просо. (Рязанская губ)
Землю согрело – не опаздывай с севом.
Кружат стрижи.

9.
В разгаре посев ранних яровых, цветёт болотный сердечник, медуница.

10
Семён-ранопашец.
Начало ранней пахоты.
Не ленись с плужком – будешь с пирожком.
Вскачь не напашешься.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают.
Как лист берёзы развернётся полностью, так можно сажать картофель.
Зацветают  лютичные ветреницы, ивы-бредины, незабудка, смело поют соловьи.

11
Максим и Ясон.
Начинается сбор берёзового сока.
На Максима больных отпаивают берёзовым соком.
Тёплый ветер на Иасона приносит здоровье.
Тёплая и звёздная ночь – к урожаю, а ясный восход солнца – ведренное лето.
Колосится озимая рожь.

12
Макушка ивы без вербы (барашков)  - хлеб созреет скоро, будет ранним.
Распускается ландыш, рябина, красный клевер, фиалка.

13
Яков

Тёплый вечер на святого Якова – к урожаю.
Ясный восход солнца – вёдрое лето.

14
Еремей - запрягальник, яремник.
Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода – всю зиму промаешься.
Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
На Еремея по ранней росе иди на посев.
Кто первый сеет , тот первый и убирает.
Кто рано сеет, семян не теряет.
На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
Сей хлеб – не спи: будешь жать – не станешь дремать.
Не пиры пировать, коли хлеб засевать.
Рой в глубь пласта – будет рожь густа.
Рожь в Вологодской губернии сеют мужчины, овёс, горох и яровые – бабы.
Для получения хорошего урожая соблюдался обычай: в день засева ни один домохозяин не даст другому взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба.
Массовый прилёт стрижей.

15
Борис и Глебсеятели; барыш день, соловьиный праздник.
Начинают петь соловьи.
Соловей в середине мая запел – к дружной весне.
Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день.
Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведёшь лето.
Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину. (Воронежская губ)
Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.
Соловей пропел – вытрясайте рубашки: блох не будет.
Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.
Не земля плоха, а сеятель плох.
Молитвы перед посевом:
Дай, бог, на всякую долю – мне и птицам. (Сибирские губ)
Илья-пророк, хлебный бог, многомилосливой! Уроди нам хороший урожай! (Карелия)
Народи, господи, с пол-осьмины три осьмины!
Народи, господи, на птиц небесных,
На всю нищую братию
И на всех православных. (Тверская губ)

День Бориса и Глеба называют «барыш-день» и празднуют его для получения во весь год барышей. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.
Посадка картофеля.

16
Мавра-молочница,  зелёные щи. Тимофей.
Варили щи из щавеля, лебеды, сныти, крапивы.
Соловьи запели перед Маврой – весна зацветёт дружно.
Рожь в сырую землю не сей: обожди часок, да посей в песок.
Раскрывает почки верба. Всю ночь поёт соловей.

17
На дубе лист в пятак – быть яровому так.

18
Ирина (Арина) – рассадница.
В день Арины высаживают на огороде капустную рассаду: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!»
Посадивши первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок – белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и белые вилки. При пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не выклевали.
В Новгородчине с Ирины начинали садить огурцы.
Без капусты щи не густы.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Щи да каша – кормилицы наши.
Премудрость во щах, вся сила в капусте.
Щей поел – словно шубу надел.
Для чего огород городить, коли капусты не садить?
«Капусткою» называется вид хоровода.  Играющие цепью проходят через ворота, образованные двумя рядами стоящими в конце цепи и поют. Когда все пройдут и образуют цепь узлов, держа друга за руки, двое, составляющие ворота, начинали снимать шапки, платки (кочаны) с игроков. Владельцы бегают за ними, стараясь отнять головные уборы.

Ах, капустка, рассадка моя!
Только милому досадка одна.
Ах, капустка легко стелется!
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка – вилой кочешок!
У меня милой хорош женишок! (Вологодская губ)

19
Иов – огуречник, горошник, росенник.
Иов росы распустил.
Просыпаются все лесные последние муравьи, летает паутина.

Пион распустился – можно сеять огурцы, тыкву, бобы.
Большая роса  - к урожаю огурцов.
Ясный день – обилие в этот год огурцов.
Большая роса утром – к хорошей погоде, нет росы – к дождю.
Иов – горошник, время посева гороха.
Горох сеют при ущербе луны. Сеяли на закате солнца, чтоб воробьи не видели. Горох и репу не сей возле дорог. Горох, посеянный при северном ветре выходит жёсткий и не разваривается, а посеянный при западном и юго-западном ветре бывает мягок, на нём скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами.
Лопаются почки у лесного шиповника, зацветает хрен.

21
Иоанн Богослов. Иван-пшеничник.

На Ивана Богослова паши пашню под пшеницу.
Не сей пшеницу раньше дубового листа. (раньше его появления)
Пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.
На Ивана Богослова пекут обетные пироги на угощение странников и нищих.

21
День с дождями – гриб пойдёт полками.

22
Никола весенний, Микола вешний, травный, тёплый.
Пришёл бы Никола, а тепло будет.
До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи.
От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то по Семён день (14 сентября).
С Николина дня травы начинают уже хорошо расти, и с этого дня в северных губерниях начинают средний посев яровых хлебов.
Батюшка Никола!
Давай дождя большого!
На нашу рожь,
на бабий лён
Поливай ведром! (Ярославская губ)
Овёс уже должен быть отсеян.
Если на Николу заквакают лягушки – хорош будет овёс.
До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.
Ольха зацвела – сей гречиху.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Гречневая каша не приедчива.
Гречневая каша сама себя хвалит.
В Нижегородском крае с Николы сажают картофель.
До вешнего Николы не следует купаться.
Выгон лошадей в поле.
Никола вешний – праздник конюхов.
В Николин день выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Никола весенний лошадь откормит, осенний – на двор загонит.
Заказывали молебны с водосвятием, чтобы св. Никола уберёг коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле. Молодёжь водит хороводы, поёт песни и пляшет до утренней зари.
Городи городьбу после Николина дня. (околицу)
Горлица заворкует – пора сеять коноплю.

23
Симон Зилот.
Досев пшеницы.
Сей пшеницу на Симона Зилота – родится, аки злото.
Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.
Коли босая нога терпит холод в борозде, то и сей пшеницу.
На апостола Симона Зилота копают коренья на зелья, ищут клады.

24
Мокий (Мокей) Мокрый.
На Мокия мокро – всё лето мокрое.
Мокросей.  Если мокро, жди лета ещё мокрее – всё лето таково и наоборот.

25
Епифан.
Утро Епифана в красном кафтане – к жаркому,  пожарному лету.
Жёлтые цветки акации раскрываются и выделяют много нектара – перед дождём.
После 25 мая пышно цветут ветлы, садовая ирга, чёрная смородина, одуванчик, мать-и-мачеха. Отцветает повислая берёза, глухая крапива, американский ясень.

26
Лукерья-комарница.
С Лукерьи появляются комары.
Комара много – дождь завтра будет.
Комаров мало – овсов и трав не будет.
Много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.
Гречишницы, комарницы, начинается сбор лекарственных трав.

27
Сидор-огуречник.
На Сидора можно сажать огурцы.
Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов; а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, то посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а в поздних будет урожай.
Как кукушка закукует, так и сеять лён.
На Сидора – первый посев льна.
На Сидора сиверко – лето холодное.
На Сидора прилетают стрижи и ласточки – приносят тепло.
Ранние ласточки – к счастливому году.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Ласточки летают высоко – к вёдрию.

28
Пахом – бокогрей.
На Пахома тепло – всё лето тёплое.
С Пахомия устанавливается летняя погода.
С Пахомия сеют поздние овёс и пшеницу.
На Пахома сеют ячмень.
Можжевельник зацветёт – пора ячмень сеять.
Ячмень сеют, пока цветёт калина.

29
Фёдор – житник.
На Федора непременно надо сеять жито.
Зацвела рябина – наступит тепло.

30
Посей рожь, а васильки сами вырастут.
Вылетают последние комары-кусаки.

31
Федот – овсяник. Семь дев.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой.
Придёт Федот – последний дубовый листок развернёт.
Дуб одевается, скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету.

Семь дев сеют лён.

Посей-ка, батюшка, ленку
В середнем поле, в уголку,
На мою долиночку,
На шёлкову шалиночку.
Дождь в мае лишним не бывает – хлеба поднимает.
Последний срок первой весенней грозы.




Приветствую Вас Гость