Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Нищие


Бывала на Руси и такая профессия. Люди были снисходительны к таким редким нравственным отклонениям, как профессиональное нищенство. Не подать милостыню считалось у русских величайшим в мире грехом. Не в чести были в русском народе такие ухари, что не подавали нищим! От сумы да от тюрьмы не зарекайся. Эту пословицу знали все.
  Нищих по хитрому умыслу было мало. От людского участия не ускользало ничто. Молва к таким хитрецам была беспощадна. Мало было охотников на весь мир прослыть тунеядцем. Нищий-притвора жил под вечной угрозой разоблачения.
   В исключительных случаях просить подаяние не считалось зазорным. После пожара Люди давали милостыню не только хлебом, пострадавшим от пожара, но и одеждой, утварью и посудой. Мир помогал встать на ноги потерпевшим от стихийного бедствия. 
   Помогали солдатам, отслужившим  по двадцать лет,  возвращающимся пешком домой, а также арестантам и каторжникам.
  Не приютить странника или нищего, проезжего издревле считалось грехом. Деревни, где не пускали ночевать, пользовались худой славой, что даже влияло на женитьбу и замужество.
   Калеки и убогие особенно почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег к собственным знакомым или родственникам. Ночевать было положено одну ночь. если нищий ночевал вторую ночь, то он уже искал себе посильного дела ( хотя бы сказки рассказывать да петь былины).  Не подвезти на попутных хромого, безногого, горбатенького или слепого могли только самые жестокосердные безбожники, не боящиеся греха и бравирующие такой « смелостью». Почти в каждой деревне имелся свой дурачок либо блаженный – эти тоже кормились и одевались миром.
   Но особенно жалели в народе круглых сирот, то есть детей, потерявших не только отца, но  и мать. Обидеть сироту мог каждый, но утешить и ободрить сиротское сердце возможно было лишь сообща, всем миром.
    Цыганское нищенство занимало особое место в северном народном быту. Цыган любили на Севере за национальное своеобразие, за странный говор, прекрасные песни, безшабашность, беззаботность. Мужчины-цыгане никогда не просили милостыню, разве только овса для лошади. Цыганки хорошо владели искусством собирать дань.
    Большинство нищих пыталось избавиться от нищенства и некоторым это удавалось. Мальчика-сироту часто брали в подпаски, а девочку пяти-шести лет – в няньки. И они жили в деревне уже не нищими, и могли оставить деревню в любое время.  Старики и калеки подряжались часто в пастухи, в няньки, в сторожа.
Гордились в прежние времена не богатством, а умом и смекалкой. Крестьянская среда недолюбливала тех, кто гордился богатством доставшимся по наследству.

Приветствую Вас Гость