Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Одежда


Оболакиваться, оболокаться – значит одеваться. Лёгкое пренебреженье к одежде выражалось словами: «барахло», «хламида», «трунье», «виски», «рухлядь», «тряпки». Народу была свойственна удивительная бережливость. К бережливости приучали с детства. Костюм-тройку в крестьянской семье носили два или три поколения мужчин, женскую шерстяную пару донашивали дочь, а иногда и внучка. Платок, купленный на ярмарке, переходил от матери к дочке или ближайшей родственнице. (Перед смертью старуха дарила своё именье, а перед преждевременной смертью женщина делала подробный наказ,  кому и что передать.) Замазать грязью новые штаны, потерять шапку или прожечь дыру у костра было настоящим несчастьем. Рубахи на груди рвали только пьяные дураки.
     Ничего лишнего в мужской рабочей одежде не было. Допускалась лишь скромная вышивка по вороту и рукавам. Порты имели только опушку (гашник) да 2-3 пуговицы, сделанные из межпозвонковых бараньих кружков.  Красили редко, но чаще были не кращеными.  В жаркую пору крестьянин ничего не надевал поверх исподнего, не подпоясывался, лапти носил на босу ногу. Лапти и берестяные ступни были превосходной рабочей обувью. Люди шли в гости в лаптях, неся сапоги перекинутыми через плечо, и лишь у деревни переобувались.
    В межсезонье одевал армяк либо кафтан, в ненастье поверх армяка можно было натянуть балахон, для тепла носили ещё башлык. Шапка , сшитая из меха, а то и валяная, подобно валенкам, дополняла мужицкий гардероб осенью и весной.  Зимой же почти все носили шубы и полушубки. В дорогу прихватывали тулуп, который имелся не у всех и тогда приходилось брать взаймы для поездки.  Из овчины шили не только шубы, тулупы, рукавицы, шапки,  но и одеяла.  В большом ходу были мужские и женские овчинные жилеты, или душегреи с вересковыми палочками вместо пуговиц. Встречались и мужские шубные штаны, которые были незаменимы в жестокий мороз, особенно в дороге. Кушак либо ремень – был обязательным атрибутом мужской одежды.
     Праздничный наряд мужчины состоял из яркой, нередко кумачовой вышитой рубахи с тканым поясом, новых, промазанных дёгтем сапог и суконных, хотя и домотканых штанов.   Картузы, фуражки, бескозырки, гимнастёрки, ремни разрушали народные традиции.
Холостяки носили кепки с бантом, с брошкой, иногда с полевым цветком. Ещё в кепки вставляли согнутые гибкие дранки, решета. Тогда кепка приобретала форму колеса, и в праздничных свалках она могла катиться далеко вдоль деревни.
    Основу женского наряда начала 20 века  составляла рубаха и сарафан. Всю одежду, кроме верхней, женщина изготовляла сама: плела, вышивала, ткала, вязала.  Верхнюю шили швецы.  Каждая женщина в одежду вносила что-то своё. Менее одарённые подражали . Девушка , выкраивая себе рубаху, не могла произвольно ни укоротить, ни удлинить, широкую шить  тоже было ни к чему, как и слишком узкую.  Но она могла вышить ворот, рукав сделать сборчатым, а по подолу пустить строчи и кружева.
      Рубахи назывались исподками, шились с глухим воротом и широкими рукавами. С появлением ситца начали шить воротушки, у которых ситцевая верхняя часть пришивалась к холщовому стану.  В жаркую пору на поле трудились в одних рубахах.
     До 30 годов деревенские женщины не знали рейтузов и лифчиков. Женщины по сугробам не лазали, за брёвнами в лес не ездили.  Принцип колокола в одежде  не позволял мёрзнуть в самые сильные морозы.
      Поверх рубахи она одевала шерстяной сарафан, еговерхний край был выше груди и держался на проймах. По талии он обхватывался тканым поясом, носили его и без пояса, особенно в тёплое время.  Юбка отличалась от сарафана тем, что держалась не на проймах, а на поясе, для неё ткали особую узорную, выборную, часто шерстяную ткань. Шили сарафаны, юбки и казачки разнообразно, с морхами, с воланами. Сак, сшитый на фантах назывался троешовком.
     Одежда много значила для парня и для девушки. Старались заработать на одежду, из за неё не спали ночами, стеснялись гулять. Полупальто для парней называлось верхним пиджаком.
По поводу нехватки одежды пелись такие частушки:
Зародились некрасивы,
Небогато и живём,
На весёлую гуляночку
В туфаечках идём.

 

Говорят, одёжи нету -
Вешала да вешала,
Юбка в клетку, юбка в клёш,
Ещё какого лешева.
После гуляния или хождения к церкви одежду всегда развешивали, сушили и убирали в чулан.
     Барачный смешанный быт 20 годов научил девушек носить шапки и ватные брюки. Работа в лесу на лошадях обучила мужским словам и манерам. И всё же, отправляясь на всю зиму на лесозаготовки, многие девушки брали с собой небольшой праздничный наряд. Была ведь и гармонь в зимние вечера.
     Женская обувь в старину не отличалась многообразием. Одни и те же сапоги  носили и в поле, и на гулянье. Искусные сапожники шили для них башмаки или камаши.  У зажиточных появлялись полусапожки – изящная фабричная обувь.
      Основным женским головным убором были платки и плетёные кружевные косынки.
Богатые крестьянки имели муфту.  У полноценной невесты дополнением к приданому были полусапожки, пара, косынка, кашемировка.
     Одетый как взрослый, ребёнок и жить старался как взрослый. Одежда от старшего переходила к младшему. Донашивание было просто необходимым.  В больших семьях обновы были нечасты. Что было не нужным, обязательно отдавали нищим. Выбрасывать считалось грехом, как и покупать лишнее.

Приветствую Вас Гость