Двором называют всю заднюю половину дома, срубленную в
двух уровнях и находящуюся под общей крышей. Внизу размещались два-три хлева,
вверху поветь (верхний сарай), перевалы для корма, сенники (чуланы) и нужник.
Близость к животным, к природе смягчала холод одиночества, который томил душу
человека при взгляде на далёкое мерцание Млечного Пути. Крестьянин считал себя
составной частью природы, и домашние животные былисоединяющим зерном от человека ко всей
грозной и необъятной природе. Коню обязательно давали кличку. У
коня было множество оттенков и названий по цвету: рыжий, соловый, мухортый,
гнедой, карий, каурый, караковый, саврасый, буланый, чубарый. Коня ковали,чистили, скребли скребницей, выдирали щетью
линялую шерсть, подстригали гриву и хвост.Когдаовод и мошка исчезали,
хвост завязывали узлом в кокову, что считалось шиком на свадьбе и
масленице.Для того чтобы лошадь охотно
въезжала с возом по въезду в ворота верхнего сарая, её заводили туда сперва
налегке и кормили там овсом. Животных любили и холили все
домашние. У коров также были свои имена. Женщины разговаривали с коровами как с
людьми, коровы отвечали им утробным мыком, лизанием, вздрагиванием больших
мохнатых ушей. С коровой тоже нужно было хозяйке найти общий язык. Примирение
обязательно наступало после некоторого сопротивления, несогласия. Домовушко был хранителем дома. Был он
почти членом семейства. Он мог и рассердиться, и навредить, и на время оставить
дом. Его присутствие определяли по разным мелочам: то он гриву у лошади
заплетёт, то отыщет и подсунет на видное место давно потерянный предмет, то
вдруг не закрытые на ночь воротца оказываются закрытыми и завязанными на
верёвочку. Уходя в бурлаки либо на военную службу, иные мужики выходили в
верхний сарай и голосом обращались к дворовушку. Просили его беречь двор, не
обижать скотину, пока хозяин был в отлучке. Добрый дворовушко в ответ шелестел
вениками, легонько попискивал или покашливал, успокаивая хозяина: мол, иди
спокойно, тут всё будет благополучно…