Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

За самоваром


В хоромах купцов Строгановых почётного гостя поили заваренной «травкой», которая даже у царя Алексея Михайловича бывала не каждый день.  Чай сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему было трудно тягаться.  Напитки успешно дополняли друг друга.  В каждом конкретном случае был уместен один из напитков. Многие любили берёзовый сок.
    Чаепитие на севере России крепко обосновалось и самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он приносил в дом духовное тепло и внутреннее.  Без самовара,  как без хлеба, изба выглядела неполноценной.
     Русская печь тоже менялась с приходом самовара. Она добродушно предоставила возможность шуметь, кипеть, петь, звенеть. Это для него хозяйка два-три раза в неделю выгребает жаркие золотистые угли и совком ссыпает их железную тушилку. Для самовара же сделан в печи специальный отдушник, тяговый дымоход, который действует независимо от печных вьюшек.
     Самовар ставился во многих случаях. При приезде неожиданном родного или просто дорожного человека, перед обедом в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радости или расстройства, к пирогам,  чтобы нагреть воду, сварить яйца, кисель.
    Формы и объёмы самоваров были разнообразными. Вычищенный речным песком до солнечного сияния он гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками. Оживший, кипящий самовар как будто оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и застолье. 
      Вот брякнула дужка ведра, зашумела выливаемая в самовар вода. Затем почуялся запах берёзового огня, вот в колене железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя. Через три минуты всё это медное устройство начинает шуметь, а через пять минут затихает. Вода кипит ключом, в дырку султаном бьёт горячий пар. Самовар уносят на стол, водружают на такой же медный поднос, на конфорку ставят заварной чайник.
      Чайные приборы по количеству членов семьи окружают деревянную дощечку с пирогами и большой ставец с жареным, топлёным, томлёным в печи молоком. Лёгкий зной от горящих углей, лёгкий звон, переходящий в какое-то таинственное пение, пар, запах, жаркие, сияющие бока самовара, куда можно глядеться. -  всё это сдабривается большим куском пирога и крохотным осколочком от сахарной головы. Две ложки молока белыми клубами опускаются в янтарно-коричневое содержимое чашки. Взрослые наливают тебе всё это в блюдце, делят между самыми маленькими молочную пенку и начинают с вои нескончаемые разговоры.
     В отрочестве, если младше тебя никого нет,  тебе отдают всю пенку, чтобы борода росла. В эту пору уже известно, что за столом нельзя пересаживаться с места на место, нельзя оставлять чашку просто так, надо обязательно повернуть её набок или вверх дном. Иначе тебе будут без конца наливать и трудно будет утолить жажду.  Если держать трубу слегка открытой, то самовар может кипеть до конца чаепития. За неимением чаю-сахару в голодное время  заваривали лист смородины, зверобой, морковную вяленицу. Самовар в трудные времена был и лекарем и утешителем.

Приветствую Вас Гость