В хоромах
купцов Строгановых почётного гостя поили заваренной «травкой», которая даже у
царя Алексея Михайловича бывала не каждый день.
Чай сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные
напитки, хотя с квасом ему было трудно тягаться. Напитки успешно дополняли друг друга. В каждом конкретном случае был уместен один
из напитков. Многие любили берёзовый сок.
Чаепитие на севере России крепко
обосновалось и самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением
бытовой народной эстетики. Он приносил в дом духовное тепло и внутреннее. Без самовара,
как без хлеба, изба выглядела неполноценной.
Русская печь тоже менялась с
приходом самовара. Она добродушно предоставила возможность шуметь, кипеть,
петь, звенеть. Это для него хозяйка два-три раза в неделю выгребает жаркие
золотистые угли и совком ссыпает их железную тушилку. Для самовара же сделан в
печи специальный отдушник, тяговый дымоход, который действует независимо от
печных вьюшек.
Самовар ставился во многих случаях.
При приезде неожиданном родного или просто дорожного человека, перед обедом в
жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с
радости или расстройства, к пирогам,
чтобы нагреть воду, сварить яйца, кисель.
Формы и объёмы самоваров были
разнообразными. Вычищенный речным песком до солнечного сияния он гармонировал с
деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще
некрашеными шкафчиками. Оживший, кипящий самовар как будто оживал и
одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку
делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью
и застолье.
Вот брякнула дужка ведра, зашумела
выливаемая в самовар вода. Затем почуялся запах берёзового огня, вот в колене
железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя. Через
три минуты всё это медное устройство начинает шуметь, а через пять минут
затихает. Вода кипит ключом, в дырку султаном бьёт горячий пар. Самовар уносят
на стол, водружают на такой же медный поднос, на конфорку ставят заварной
чайник.
Чайные приборы по количеству членов
семьи окружают деревянную дощечку с пирогами и большой ставец с жареным,
топлёным, томлёным в печи молоком. Лёгкий зной от горящих углей, лёгкий звон,
переходящий в какое-то таинственное пение, пар, запах, жаркие, сияющие бока
самовара, куда можно глядеться. - всё
это сдабривается большим куском пирога и крохотным осколочком от сахарной
головы. Две ложки молока белыми клубами опускаются в янтарно-коричневое
содержимое чашки. Взрослые наливают тебе всё это в блюдце, делят между самыми
маленькими молочную пенку и начинают с вои нескончаемые разговоры.
В отрочестве, если младше тебя
никого нет, тебе отдают всю пенку, чтобы
борода росла. В эту пору уже известно, что за столом нельзя пересаживаться с
места на место, нельзя оставлять чашку просто так, надо обязательно повернуть
её набок или вверх дном. Иначе тебе будут без конца наливать и трудно будет
утолить жажду. Если держать трубу слегка
открытой, то самовар может кипеть до конца чаепития. За неимением чаю-сахару в
голодное время заваривали лист
смородины, зверобой, морковную вяленицу. Самовар в трудные времена был и
лекарем и утешителем.