Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Понедельник

 

 

Понедельник

    Понедельник первой недели великого поста называется у нашего народа чистым днём. В Туле в этот день с раннего утра начинались кулачные бои. В них участвовали все возрасты, но обычно сражались посадские с оружейниками. В Костроме бойцы разделялись на дебрян – жителей нижнего берега Волги и сулян – жителей около ручья Сулы. Бои бывали на Молочной горе, к Волге, где ныне перевоз.
С понедельника второй недели великого поста  начинаются в городах поезды молодых женщин к своим матерям. Свекровь , отпуская  свою невестку, наделяла её  каким-нибудь рукоделием,  чтобы попусту не проводить время. В старину с этого дня начинали перенизывать жемчуг, убирать убрусники и кокошники, вышивать фаты шелками.  На все такие работы  приглашались старые, опытные женщины.
В понедельник четвёртой недели великого поста опытные старушки выхаживали вечером на реку, к прорубям, окунать свою пряжу в воду. От этого, по их приметам, пряжа получала необыкновенную белизну, крепость и прочность. С этого дня начинали варить поспу для холстов.
В понедельник шестой недели великого поста бывали вечером приносы от тёщи в дом зятя.
Приносы состояли из убрусников, кокошников, фаты и жемчугу. Тёща приглашала с собою самых близких родных. Вечером зять встречал тёщу у ворот,  а сваты на крыльце. Для смотра приносов свекровь приглашала также своих близких родных. Все приносы тёща вручала свекрови и просила не погневаться на желанном добре. Свекровь передавала приносы невестке, с наказом: бить челом и кланяться матери за желанное добро. Невестка,  по обычаю, должна была просить у свекрови позволение примерить наряды. В полном наряде невестка кланялась в ноги свекрови и матери. Всё это делалось в особенной комнате, где не бывало мужчин, даже мужа. Потом, в своём наряде , невестка входила к свёкру и испрашивала  у него позволение носить желанное добро.  Свекор обязан был дарить невестку. Семейным угощением оканчивалась беседа родных.
  В первый понедельник Петрова поста бывало в Москве гуляние в рощах, близ урочища Наливки, или Налейки,  где, по указанию Стоглава, совершались бесовские потехи.
  В Спасске-Рязанском, в старину, в первый понедельник Петрова поста совершалось игрище: провожание русалок. Для сего игрища  женщины снаряжали из соломы два чучела , в виде женщин.
Вечером выходили женщины и девицы на улицу, разделялись на две половины и тихими  хороводами приближались  к концу улиц. Здесь распевались  попеременно хороводные песни. Во время пения хороводница  с чучелою  плясала и своими кривляниями  старалась приводить в смех игроков. После песен  игроки сближались. Здесь открывалась война. Соломенное чучело, русалку, девицы принимали на свои руки, для защиты, а женщины, стоя  кругом их , нападали на другой хоровод или защищались сами от нападения. Защитницы кидали друг в дружку песком, обливали водой, отмахивались соломой. Бойцы из улицы переселялись на поле, где оканчивалось побоище растерзанием чучел и разбрасыванием соломы по полю. В это время  девицы причитывали похоронные завывания, а отчаянные, распустив косы, припадали к земле, как бы к могилам. Так оканчивалось игрище провожание русалок.

 

Приветствую Вас Гость