Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Гуляния


Начиналось летнее гуляние ещё до заката солнца нестройным пением местных девчонок-подростков, криками ребятни, играми и качелями. Со многих волостей собиралась молодёжь. Женатые и пожилые люди из других мест участвовали только  в том случае, если приезжали сюда в гости.
    Ребята из других деревень перед тем, как подойти к улице. Выстраивались в шеренгу и делали первый, довольно « воинственный» проход с гармошкой и песнями. За ними, тоже шеренгой и тоже с песнями, шли девушки. Пройдя взад-вперёд по улице. Пришлые останавливались там, где собралась толпа хозяев. После несколько напыщенного ритуала-приветствия начиналась пляска. Гармониста или балалаечника усаживали на крыльцо, на бревно или на камень.
Если были комары, то девушки по очереди «опахивали» гармониста платками, цветами или ветками. 
     Родственников и друзей тут же уводили по домам, в гости, остальные продолжали гуляние. Одна за другой шли все новые партии, к ночи улицы и переулки заполняла праздничная толпа.  Плясали одновременно во многих местах, каждая партия пела своё.
    К концу гуляния парни подходили к давно или только что избранным девицам и некоторое время прохаживались парами по улице. Затем сидели, не скрываясь, в укромном месте и после этого парни провожали девушек домой.  Стеснявшиеся либо не начинавшие гулять парни с песнями возвращались к себе. Только осенью, когда рано темнело, они они оставались ночевать в чужих банях, на сеновалах или в тех домах, где гостили приятели.
     Уличные гуляния продолжались и на второй день престольного пивного праздника, правда,  уже не так многолюдно. В обычные дни  гуляли уже без пива ,  не долго и не так широко. Нередко  местом гуляния молодёжь избирала красивый пригорок над речкой, у церкви, на росстани. 
       Старинные хороводы взрослой молодёжи в 20-х и начале 30-х годов почти совсем исчезли; гуляние свелось к хождению с песнями под гармонь и к беспрестанной пляске. Плясать женатым и пожилым на улице среди холостых перестало быть зазорным.
         Зимние гуляния делились на игрища и беседы. Игрища устраивались только между постами. Девицы по очереди отдавали свои избы под игрище, в этот день родственники старались уйти на весь вечер к соседям. Если домашние были чересчур строгими, девица нанимала чужую избу с обязательным условием снабдить её освещением и вымыть после гуляния пол.
     На игрище первыми заявлялись ребятишки, подростки. Взрослые девушки старались их выжить из помещения. Если была своя музыка, сразу начинали пляску, если её не было – играли и пели. Приход чужаков был довольно церемонным, вначале они чопорно здоровались за руку, раздевались , складывали шубы и шапки куда-нибудь на полати. Затем рассаживались по лавкам. Если народу было много, парни сидели на коленях у девиц, и вовсе не обязательно у своих.
      Как только начинались пляски, открывался первый горюн, или столбушка. Столбушку заводили как бы шуткой. Двое местных – парень и девушка – усаживались где-нибудь в заднем углу, в тёмной кути, за печью. Их занавешивали одеялом либо подстилкой, за которые никто не имел права заглядывать. Пошептавшись для виду, парень выходил и на свой вкус посылал к горюну другого, который, поговорив с девицей о том о сём, имел право пригласить уже ту, которая ему нравится либо была нужна для тайного разговора. Но и он, в свою очередь, должен был уйти и прислать того, кого закажет она. Было равноправие. Задержаться у столбушки на весь вечер – означало выявить серьёзность намерений, основательность любовного чувства, что сразу же всем бросалось в глаза и ко многому обязывало молодых людей. Стоило парню или девице задержаться наедине дольше обычного, как заводили новую столбушку.
   Горюн или столбушка давали возможность:
1. Познакомиться с тем. с кем хочется.
2. Свидеться с любимым человеком.
3. Избавиться от партнёра, если он не нравится.
4. Помочь товарищу познакомиться или увидеться с тем. с кем он хочет.
     В о время постов собирались беседы, на которых девицы пряли. вязали, плели, вышивали. Избу для них отводили также по очереди либо нанимали у бобылей.  Делали складчину на керосин, а в тугие времена вместе с прялкой несли под мышкой по берёзовому полену. На беседах также играли, пели, заводили столбушки и горюны, также приходили и чужаки. По окончании гулянок-бесед парень старался вытащить себе с беседы девушку, которая нравится, чтобы проводить домой. Кто-то из товарищей идёт в дом на беседу, ищет нужную девушку, вытаскивает из-под неё прялку. Потом выносит прялку и передаёт тому, кто заказал. Девица выходит и смотрит, у кого её прялка. Дальше уже решает, идти ли ей с этим парнем или нет, если парень нравился, то идёт обратно, одевается и выходит, если не нравился, то отбирает прялку и снова уходит прясть.
    В других местах девушки собирались на посиделки, приносили с собой пяльцы и подушки с плетением (прялки не носили, пряли дома). За девушками шли и парни, правда,  парни в своих деревнях не оставались, а уходили в соседние. На посиделках девушки плели кружева, а парни (из другой деревни) балагурили, заигрывали с девушками, путали им коклюшки. Девушки , работая, пели частушки, если был гармонист, то пели под гармошку. По воскресеньям  тоже собирались с плетением, но часто пяльцы отставляли в сторону и развлекались песнями, играми, флиртом, пляской. Зимние посиделки нравились своей непринуждённостью, задушевностью.
     Двухдневные зимние гуляния устраивались в деревнях, где было много молодёжи и то не каждый год. Снимался просторный сарай с хорошим полом или свободную поветь, прибирали, украшали её, вдоль трёх стен ставили скамейки. Девушки из других деревень приходили в гости по приглашению родственников или знакомых, а парни шли без приглашения, как на гулянку.  Девушки из ближних деревень, не приглашённые в гости, приходили как зрители. Наиболее торжественным был первый вечер. Часам к пяти-шести приходили девушки в одних платьях, но обязательно с тёплыми шалями. Парни приходили в лёгкой одежде, а зимние пальто или пиджаки оставляли в избах. Деревенские люди зимой ходили в валенках, даже в праздники, а на весёлую одевались в сапоги, ботинки,  туфли. А для тепла в дороге одевали  боты, и женские . и мужские.. Девушки садились на скамейки, а парни пока стояли поближе к дверям. Основные занятия на весёлой – танцы.  Танцевали кадриль. Число фигур могло быть любым и зависело только от желания и искусства исполнителей. Танцевали в четыре пары, крестом. Порядок устанавливался и поддерживался хозяевами, то есть парнями и молодыми мужиками (в танцах они не участвовали). Они определяли последовательность выхода кавалеров. Это было трудным и щекотливым делом. Большим почётом считалось выйти в первых парах, и никому не хотелось быть последним. Приглашение к танцу было обыкновенным, а после танца  кавалер, проводив девушку, садился на её место, а её сажал к себе на колени. Оба закрывались тёплой шалью и ждали следующего круга танцев. Часов в 9 девушки уходили пить чай и переодеваться в другие платья. Переодевания были обязательной процедурой весёлых. Для этого девушки шли в гости с большими узлами нарядов, на 4-5 перемен.  Около полуночи был ужин и второе переодевание. На следующий день было дневное и короткое вечернее веселье. Парни из далёких деревень приглашались на угощение и на ночлег хозяевами весёлой. Во многих домах оказывалось по десятку гостей. Подростки с маленькими прялками подражали  взрослым в маленькой беседе.  Об уровне весёлой судили по количеству пар, числу баянов, порядку, веселью и удовольствию.

 
  

 

Приветствую Вас Гость