Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Масленица



  Все дни масляной недели имеют свои особенные названия: встреча - понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, разгул, перелом, широкий четверг - четверток, тёщины вечерки -  пятница, золовкины посиделки - суббота, проводы, прощанья, целовник, прощеный день - воскресенье.
В наших церковных книгах масленица называется сырною неделею.
На первый день масленицы наш народ справляет встречу честной масленицы, широкой боярины. Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы. скороговоркою причитывают: "Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масленица, красная коса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёх-материна дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепёлочка!
Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная мсленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу масленице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток. Приезжала честная масленица, широкая боярыня к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться. сердцем потешиться. ей-то семик бьёт челом на салазочках. в одних протяночках. без лапоток. Как и тут ли честная масляница на горах покаталася. в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то семик бьёт челом, кланяется, зовёт во тесовой терем, за дубовый стол, к зелену вину.
Входила честная масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садилась за дубовый стол к зелену вину. Как и она ль, честная масленица, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася". после этой встречи дети сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица! Приехала МАсленица!" Встреча оканчивается кулачным боем. В некоторых местах дети приготавливали утром соломенную куклу - Масленицу. На Масленицу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти. Эту Масленицу-куклу на салазках ввозили на  гору с причитанием встречи.
Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу масленицы начинали посещением родных. С утра свекор с свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? кого звать в гости? когда кататься по улицам?
К первому дню масленицы устраиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы с сладимыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро. не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног. В старину москвичи масленицу справляли у Красных Ворот.  здесь Пётр Великий открывал  мсленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами.
Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают:"честные наши родители! вот для вашей душки блинок". прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготавливают опару с особенными обрядами. Одни опару готовят из снега, на дворе, когда взойдёт месяц. Здесь они причитывают: "Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь  в окошеко, подуй на опару" Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядываает  из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают белые. рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озёра, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи  наводит на хозяйку тоску в продолжение сей недели. Где нет свекра и свекрови, где молодые встречают первую масленицу,  тёщи приходят  к зятьям в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. это призвание считалось нашими бабушками за великую честь; об нём говорили все соседи и родные. Званая тёща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд6 таган. сковороды. дежники, половник и кадку, в чём ставить блины. Тесть присылал6 мешок манной грешневой муки и коровьего масла. неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселило вечную вражду между тёщей и зятем.
На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора. матушки посылали позываток звать по родным и знакомым дочек и сынком,  с наказом : у нас де горы готовы и блины испчены - просим жаловать.  Позываток встречали с почётом и приветом. угощали вином и блинами и отпускали с наказом: " Кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами; а деток своих пришлём к вечеру"
 отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: " У нас. де, состроены у самих горы и прошены гости". Соседи толковали  такие отказы  по-своему:"здесь, де, начинается разлад и дочку прочат за другого".  Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной. После нескольких угощений гостей отпускали потешиться на горы. здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. нянюшки, матушки, бабушки всё это знают;    с ними встарь то же бывало; теперь они радуются на весёлости своих деток. воображая их будущее счастье.
 На лакомки, в среду, тёщи приглашали своих зятьёв  к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.  В Туле тёщи для зятя пекут ещё блинцы, оладьи и творожнички.
В Нерехте бывает съезд из деревень девиц, молодых и пожилых, где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от мужчин.
Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тёщи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворениями. здесь наряженный медведь играет разные фарсы, " как тёща про зятя блины пекла - как у тёщи головушка болит - как зять-то удал тёще спасибо казал".
В широкий четверг начинается масленичный разул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.
В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском  и Владимире возят по улицам мужика. Для поезда выбирают огромные сани, утверждают  в средине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажают мужика с вином и калачами. За этими санями тянется поезд  с народом. который поёт и играет. В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками в сопровождении народа. В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.
 В Ярославле с четверга начинают колядовщики петь Коляду. Там фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздниками: :"Прикажи,  сударь-хозяин, Коляду пропеть". За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награждают деньгами. В Сольвычегодске на мирскую складчину варят пиво. Братчина, разгульный народ, сходится в назначенное место пить пиво и петь песни.
В Сибири Масленица возится на нескольких санях, на которых устраивается корабль с парусами и снастями. Здесь усаживаются люди, медведь и честная Масленица. Сани, запряжённые в 20 лошадей, возят Масленицу по улицам в сопровождении  поезда песенников и шутов. Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты; но ныне они находят редких поборников и только одни мальчики напоминают о старых потехах.
 В 18 столетии Москва видела три царственные увеселения на масленице. В 1722 году, после Нейштадтского мира. Великий пётр снарядил масленичный поезд из Всесвятского села чрез Тверские Ворота прямо в Кремль. Празднество продолжалось 4 дня. Императрица Екатерина II , после своей коронации. справляла на масленице трёхдневный маскарад на городских улицах.
На тёщины вечерки зятья угощают своих Тёщей блинами. Приглашения бывают почётные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом, утром, присылать нарядных зватых. Чем более бывало зватых, тем тёще более оказывалось почести. Дружко или сват приглашались к таким нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
 На золовкины посиделки молодая невестка  приглашала своих родных  к себе. если золовки были ещё в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она  приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестк обязана была дарить своих  золовок подарками.
В Тульской, ПЕнзенской и Симбирской губерниях в субботу дети строят на реках,  прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. после своей работы они разделяются на две стороны, одна принимает на себя охранять городок, другая должна отбоем занять его. охранители вооружаются мётлами и помелами, а храбрецы палками. Когда порядятся взять городок, тогда вдруг нападают на охранителей, и после битвы врываются в ворота и разрушают городок. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецы садятся на лошадей и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые воеводу  купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются по домам.
проводы Масленицы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами.
Проводы честной масленицы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поезде по городу и сёлам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд  разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг его пели, играли и плясали скоморохи и колоброды. приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками.
Прощальный поезд в Ярославле называется: околка, в Нерехте: обоз, в Туле6 круг и конец. В Нерехте на проводах сожигают Масленицу. Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины, девицы и дети, из своих дворов с соломою. При пении песен сожигается солома.
Прощание бывает с живыми и покойниками. В Туле и Зарайске выходят на кладбища утром и на могилах просят прощения у покойников. с кладбищ заходят прощаться к священникам. В Нерехте сей обряд отправляется вечером.
  Новобрачные ездят по своим родным отдаривать тестя с тёщею. сватов и дружек за свадебные подарки. Здесь, кроме подарков, приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: кого люблю. того дарю.
От милого подарок дороже золота.
Чин чина почитай, и подарок не забывай.
Милости просим нашей хлеба-соли.
За все благости наше низкое челобитьице.
Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.
 на прощёный день ездят отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почётный подарок для кума состоит из полотенца, для кумы из бруска мыла.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: "Прости меня, пожалуй буде в чём виноват пред тобою". Прощание  заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном.  Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.  После их приходили все находящиеся в услужении и справляли своё челобитье.
В 17 столетии государи хаживали на прощанье к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми. Патриарх  угощал дорогих гостей медами и романеею.
О русской Масленице между народом сохранились поговорки: Не житьё. а масляница.
Не всегда коту масляница
масленица семь дней гуляет.
Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Сваталась МАланья на масленице, думала-гадала замуж пойти. а того Маланья не ведала, что  масляница только ставит молодых на показ.
Пируй и гуляй баба на масленице, а про пост вспоминай
Выпили пиво об маслянице, а с похмелья ломало  после Радуницы.
Приветствую Вас Гость