Для возки
снопов строили однокольную повозку с высокими копылами и передом, с широко
разваленными боками. Обычно ехали за снопами вдвоём. Брали их за шиворот из
груды по три-четыре в каждую руку и бросали в кузов. Один укладывал, другой
кидал. Набив кузов вровень с краями, их
рядами складывали вдоль бортов, головками внутрь. снопы везли на гумно, сажали их на овин,
а под вечер брали растопку и разживляли овинную теплину.За ночь снопы высыхали. Утром их сбрасывали с
овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем сидя околачивали
специальными колотушками.Околотку
любили молодёжь и подростки. 40-50 околоченных снопов считалось
нормальным.Обмолоченные снопы аккуратно
складывались на перевал в гумне, а то и прямо на воз, чтоб отвезти их опять на
поле для расстила. Льносемя вместе с неотвеянной массой
головок, называемой коглиной, сгребалось в ворох пехлом, тщательно заметалось
метлой и провеивалось лопатами на малом ветру. Для сквозняка в каждом гумне
устраивались дополнительные боковые воротца. Провеянное льносемя было тяжёлым,
тёмно-коричневым. Оно текло. Хозяйке приходилось ткать крепкий холст, а мужчине
надо было быть хорошим плотником, т.коно находило самую маленькую дырку в сусеке или в мешке.