В святки можно было оставить все дела, пойти куда хочешь
и заняться чем хочешь. Приходится на морозную зимнюю пору, когда хозяйственные
дела сведены к минимуму. Содержание святок сводится к хождению ряжеными,
гадании, так называемому баловству. На баловство ходили обычно малая ребятня,
подростки и некоторые взрослые, не достигшие нравственной зрелости. Орава озорников ходила в полночь по деревне,
и то, что плохо лежало или было оставлено без присмотра, становилось объектом
баловства. Так ведром, оставленным у колодца, носили воду и
примораживали ворота. Также раскатывали дровяные поленницы.
Гадание и всевозможная ворожба
увлекали детей, подростков женского пола, взрослых девиц, замужних женщин.
Загадывали на самые незначительные мелочи. Результаты гаданий редко совпадали с
действительностью. Но сила внушения и
самовнушения была велика. Человек
стремительно стремился к тому, что нагадано, и тогда предсказание и впрямь
нередко сбывалось.
Хождение ряжеными было не случайной
деталью народного быта. Была некая
потребность время от времени вывернуть себя наизнанку. С помощью антиобраза
(святочная личина, противоестественный наряд, вывернутая наизнанку шуба) предки как бы освобождались от потенции
безобразного. Девицы любили наряжаться в
мужское, а парни – в женское. Вырядившись чёртом, человек как бы отмежёвывался
от всего дурного в себе. Чтобы
освободиться от нечисти, надо было выявить эту нечисть, олицетворить и
вообразить её. Лицо вымазывалось сажей, вывёртывалась наизнанку шуба либо шубный
жилет и шубные штаны, приделывались кудельные космы, зубы, вырезанные из репы,
рога. Наряжались покойником, цыганом, солдатом, ведьмой.
Личины делали из берёсты. На куске берёзовой коры вырезали отверстия
для глаз, носа и рта. Пришивали берестяной нос, приделывали бороду, брови, усы,
румянили щёки свеклой. Вечером орава ряженых для пробы обходила некоторые дома
в своей деревне. Ввалившись в избу,
пугая детей, ряженые тотчас начинали плясать и фиглярничать,
представляться. Зрители хотели узнать,
кто прячется под личиной. Разоблачённый
ряженый терял в глазах присутствующих смысл и снимал личину. Рядиться мог
любой.
Баловство, ряжение, гадание и ворожба
продолжались всю святочную неделю.