Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Хороводы



   Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного.  Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето, и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности - разгул и восторг.
Отделяя народность от простонародия. мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий.
В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного.  Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте  его весёлый разгул , лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни.
Этим то и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.
 Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окружённые хороводницами, изучают песни и игры по их натавлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на её заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на её желание внушить девам страсть к народным играм. и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, и вы  увидите в ней посредницу между потомством и современностью. увидите в её думах гения-блюстителя нашей народности.
При всей этой важности хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать.
Хороводницам был почёт и уважение в виде подарков сельских девушек, угощения матушек и безденежного труда отцов на её поле. 
Это всё делается во время хороводных игр. В другое время она изменяет свой характер: делается свахою на свадьбах, бабкою-позываткою на пирах, за безлюдьем кумою на крестинах, плакушею на похоронах. таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами.
Городскою хороводницеюможет быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодёжь хороводами, передает им старину своего детства - сельскую; ибо большая часть русских нянек родилась в селах, а доживает свою жизнь в городах, в чужом семействе. В этом классе всегда преимуществуют мамки, воспитавшие детей на своих руках. Соседка, удивительная своей заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться. кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился. Без ней нет в семействе никакого утешения: зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, первая пьёт брагу на празднике.
Соседку вы всегда встретите в доме зажиточного купца утром. в полдень и вечером; она всегда бывает весела, шутлива, бедно одета. Заговорите с ней поближе. словами, близкими к её сердцу. и она передаст вам всё сокрытое и  явное; она ознакомит вас с городом и горожанами; она обрисует вам картины своего века так резко. что вы во сто лет не могли бы сами изучить так отчётисто и верно.
 Сельская хороводница - женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага. молодость и проворство отличают её от всех других. Ей не суждено состариться.
 Она вечно молода.игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она нужна для всего деревенского мира; она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но зато все праздничные увеселения испоняются по её наставлениям.  Весь круг её жизни и действий сосредотачивется в одной и той же деревне, где она родилась, где состарилась и где должна умереть.
 Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озёра, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы - вот места для их отправления.
на одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто.К праздничным хороводам поселяне приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят жёлтые яйца, пекут караваи. яичницы, пироги. варят пиво, мёд и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. всё это бывает вечером с окончанием работ.
Женщины и девушки для хоровода одеваются в лучшие наряды, предмет особенной заботливости поселян.
Сельские  девушки для сего закупают ленты, платки на ярмарках, и всё это на свои трудовые деньги. из мирской складчины они покупают для хороводницы платок и коты. В городах вся заботливость лежит на матушках, награждающих хороводниц и соседок из своих молочных денег, из барышей, остающихся у богатых купчих от продажи молока.
 Молодые ребята, неженатые. вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.
Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются  до рабочей поры; другие появляются  с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем.
Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во всё лето и осень.
Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются всем готовым. время и разные обычаи до того разнообразят увеселения православных. что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник, а в другом находим совершнно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь другие.
 Весна и осень. два времени. в которые поселяне более всего веселятся.Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.
 Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку.Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. 
Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием  Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. 
Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются  гудочники - люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.
Для празднования  Никольщины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почётом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину  на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Всё это дело присуждалось старосте или земскому.
Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные.Богатые незваные приходили к старосте  и давали вкладу пировать Никольщину; бедные только отделывались поклонами. Кругом погоста ставили столы с пирогами, кадушки с брагой; а в земской избе стояли на столе: щи, лапша, каша. С окончанием обедни начиналась пирушка. Гости ходили по избам, ели, что душе было угодно, пили донельзя. Пред вечером женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало шумное и гульливое, когда боярин жил в селе и справлял со своими гостяи Никольщину. Двор его наполнялся людьми; боярин с боярыней угощали гостей вином и брагой. 
Теперь это быльём поросло. Вот о чём с горестью вспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу русская старина.!
Никольщина продолжалась три дня. а иногда и более. Заезжие гости до того наслаждались брагой. что не могли руками брать шапку. Это считалось для хозяев особенным почётом, а гости почитали себя вправе величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали "во всю Ивановскую". 
Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Семейная жизнь пробуждается со всеми причудами. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется со всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят берёзки, женщины красят жёлтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. 
с рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. В это время только можно изучать семицкие песни. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются  двое суток. На ПЕтров день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и сёлах они отправляются на площадях, вместе со всеми другими увеселениями.
Осенниегородские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы быают покровские, и отправление их зависит от времени года.
Хороводные игры содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Её характер. исполненный местными обрядами. старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу. 
Приветствую Вас Гость