Бобыль,
бродяга, шатун, человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь
семью и детей было так же естественно, как необходимо и естественно было
трудиться. Ругань, зависть, своекорыстие считалось грехом. Любовь и согласие
между родственниками давали начало любви и за пределами дома. Сварливость и
неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывало
жалость к их носителям. Всё руководство домашним хозяйством
держала в руках большуха – женщина, мать и жена.Она ведала ключами от всего дома, вела учёт
сену, соломе, муке, заспе. Весь скот и вся домашняя живность . кроме лошадей,
находились под присмотром большухи. Ведала обо всём. Что было связано с
питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и
стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня. Хозяин ведал главными
сельхозработами, пахотой, севом, строительством, заготовкой леса и дров.
Помогали ему в этом взрослые сыновья. Дед имел решающий голос. Женатый сын, если у него имелись
братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из
общественного фонда, а дом строили всей семьёй, помочами. Дочери, взрослея, тоже покидали
отцовский дом. Раньше старшей сестры младшие выходить замуж не старались. «Через
сноп не молотят»-таков был неписаный закон очерёдности.
Нелюбимые дети были редкостью в крестьянском быту.Вдовство и сиротство всегда считалось большим
и непоправимым горем.Обидеть сироту или
вдову было большим грехом.