Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Старость


Если бабушка уже не может ткать холст, то во время снованья её то и дело зовут на выручку.
Если ты уже не можешь пахать, то рассевать никто не сможет лучше тебя.
Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье. Если не было  ни бабушки, ни деда, приглашали жить чужую одинокую или убогую старушку, и она нянчила ребятишек. Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. У него всегда имелось дело. Внуку, лёжа на печи, расскажет сказку, другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесёт лапок на помело, а то сплетёт ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке.
Старики нешумно и с некоторой торжественностью, ещё будучи в здравом уме и силе, готовили себя к смерти. Встретить её спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных. У северного русского крестьянина смерть не вызывала ни ужаса, ни отчаяния, тайна её была равносильна тайне рождения. Достойно умереть в глубокой старости означало то же смое, что достойно прожить жизнь.  Смерти боялись только слабые духом, умирали труднее болевшие в расцвете лет, люди, обделённые в чём-то судьбою. Умереть. не намаявшись и не намаяв близких людей, представлялось нормальному человеку величайшим и самым последним благом. Причащение. Соборование и родительское благословение дополнялось просьбами простить все обиды, устным завещанием личного имущества ( одежда, профессиональные и музыкальные инструменты, украшения).
    В русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую, одежду.  Клали покойника на лавку, головой в красный угол, укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в правую  белый платочек. Похороны свершались на третий день, особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища. Всё это сопровождалось плачами и причитаниями.
     Похороны всегда заканчивались поминками., или тризной, для чего готовились специальные поминальные блюда и кушанья. В тризне участвовали все родственники и участники похорон.
    Отмечался родными и близкими девятый день после смерти и сороковой (сорочины). Посещали кладбище также в родительскую субботу – день поминовения воинов, погибших на Куликовом поле. Каждую весну приводят могилы в порядок.

Приветствую Вас Гость