Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Праздники


В глубокую старину по решению прихожан изредка варили пиво из церковных запасов ржи. Такое пиво называли мольба. Развозили его по домам в насадках. Нередко часть сусла, сваренного на праздник, носили, наоборот в церковь, святили и угощали им первых встречных, Угощаемые пили сусло и говорили при этом: «Празднику канун, варцу доброго здоровья». Остаток такого канунного сусла причитался попу или сторожу. Праздник начинался задолго до самого праздничного дня замачиванием зерна на солод, Весь пивной цикл – проращивание зерна, соложение, сушка и размол  солода, варка сусла, пускание в ход с хмелем – сам по себе был ритуальным. Праздничное действо состояло из пивного цикла, праздничного кануна,  собственно праздника и двух послепраздничных дней. Предпраздничные заботы волновали и радовали не меньше, чем сам праздник. Накануне ходили в церковь, дома мыли полы и потолки. Пекли пироги и разливали студень, летом навешивали полога.  Детям и женщинам покупали обновы. День праздника ознаменовывался трогательной встречей родных и близких.
      Гостьба – примечательное явление русского быта. Первыми шли в гости дети и старики. Издалека ездили и на конях. К вечер приходили мужчины и женщины. Холостяков уводили с уличного гуляния. Всех гостей встречали поклонами. Прежде всего хозяин каждому давал попробовать сусла. Под вечер, не дожидаясь запоздавших. Садились за стол. Мужчинам наливалось по рюмке водки, женщинам и холостякам по стакану пива.  Смысл застолья состоял состоял для хозяина в том, чтобы как можно  обильнее накормить гостя, а для гостя этот смысл сводился к тому, чтобы не показаться обжорой или пьяницей, не опозориться, не ославиться в чужой деревне.  Ритуальная часть  гостьбы состояла. С одной стороны, из потчевания, с другой – из благодарных отказов.  Чем больше отказывался горсть, тем больше хозяин настаивал.
      Пиво было главным напитком на празднике. Вино было роскошью.  Потчевание было постоянной обязанностью хозяина дома.  Время между рядовыми или обношением  занималось разговорами и песнями. Наконец более смелые выходили из-за стола на круг. Пляска перемежала долгие песни, звучавшие весь вечер. В праздничный дом без всякого приглашенья приходили смотреть  .  Знакомых сажали за стол, остальных угощали – «обносили» - пивом или суслом, смотря по возрасту, по очереди черпая из ендовы. Хозяин строго следил, чтобы при ошибке никого не обнесли. 
    Главное праздничное действо завершалось глубокой ночью обильным ужином, который начинался бараньим студнем в крепком квасу, а заканчивался  овсяным киселём в сусле. На второй день гости ходили к другим родственникам, некоторые сразу отправлялись домой. Дети же, старики и убогие могли гостить по неделе и больше. Остановить гостьбу между домами было уже невозможно, она длилась бесконечно.

Приветствую Вас Гость