Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Семик



   Семик отправляется народом в четверг в рощах, лесах, на берегах рек и прудов. К этому дню рубят берёзки, красят яйца в жёлтую краску,  готовят караваи. сдобники, драчены и яичницы.
С рассветом дня молодёжь расставляет берёзки по домам, улицам и дворам. В Тульской губернии семицкая берёза называется кумою.  Напротив того. в замосковных селениях мужчину с берёзкою в руках называют кумом, а девицу в венке кумою.
В старину наши старики хаживали встречать  Семик на могилах родителей, где, после поминовения, они с своими семействами разъедали яичницы и драчены. Отсюда молодёжь отправлялась в рощи завивать венки из берёз. Здесь пели, плясали, играли в хороводы до глубокой ночи.
После игр всею гурьбою заламывали берёзку, обвешивали её лентами и лоскутами, и с песнями возвращались домой.
Московский Семик  справляется ныне в Марьиной роще в виде одного гулянья; а прежде каждое семейство выходило веселиться на своё родовое кладбище. В Сибири СЕмик называют тюльпою. В городе Туле не справляют Семка, а он известен только в некоторых уездах сей губернии.
В старину на Семик отправлялся древний  обычай поминовения убогих на убогих домах, или божедомках, или скудельницах. Убогие домы в Тверской и Псковской губерниях назывались буйвищами, а в Новгородской жалями и жальниками. Охранители убогих домов назывались: божедомами, а в Новгородской и Псковской губерниях: богорадными и божатыми.
В народе об них сохранились доселе поговорки: живёт один как божедом; божатому и хлеб и изба готова.
Сюда свозились покойники: люди или несчастно умершие, или удавленники, или утопленники, или найденные в окрестности. Из ближайшей церкви бывал крестный ход на убогий дом.  Наши добродушные  отцы  приходили с рубашками, саванами и гробами для покойников; сами рыли могилы, сами опрятывали покойников в саваны и рубашки. В успокоение их душ возносили к богу бескорыстные молитвы. В убогий дом был отвезен и Лжедмитрий.
  Местные обряды, отправляемые народом в Семик, заслуживают особенного внимания. В Покрове, уездном городе Владимирской губернии, девушки ходят с пирогом сбирать деньги. Вероятно, что это старый божедомский остаток, когда собирались деньги для похорон в убогом доме.
В степных селениях девушки сносят ссыпчину - муку, крупу, хлеб и блины. Ссыпчину раздают нищей братии. В селениях нерехотского уезда девушки изготовляют козули - круглые лепёшки с яйцами в виде венка. С этими козулями они ходят в лес завивать венки. Обвивая плакучие берёзы лентами, нитками. привязывают венки к ветвям, а из ветвей делают один венок. Подходя к венку, целуются  и приговаривают:"Здравствуй, кум и кума, берёзу завивши!". После этого обвивают берёзу поясом и лентами и поют песни.
По окончании всех игр садятся под берёзки, съедают  козули и яичницы. В Нерехте Семик справляется на Пахомиевской поляне.
Вологодский Семик справляется на поляне, где погребены белоризцы, сражавшиеся с Литвою. В Цивильске девицы и женщины ходят завивать берёзку с пивом. В Галиче, при завивании венков, девицы меняются кольцами и серьгами. В Саратовской губернии, в селениях по Волге, выходят в лес срезывать берёзки; с этими берёзками и венками, украшенными лентами, приходят в село. Берёзку врывают в землю и поют семицкие песни.
После песен становятся две девушки с поднятыми руками вверх, а другие ходят кругом их и поют песни.
Семицкие венки в одних местах сохраняются в избах до Троицына дня, а в других бросают их в воду с гаданием: потонет ли венок или нет? На одном ли месте  он остановится или поплывёт в сторону? Чей венок плывёт впереди и чей остаётся позади? Подруги бросают свои венки вместе, а иногда и брат с сестрой. нередко случается, что влюблённые, как будто нечаянно, бросают свои венки вместе. Догадливые люди о сближении  таких венков на воде нередко угадывают о близкой свадьбе.  Бывали примеры. что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких сужёных , которых семицкие венки потопли в воде в виду  всех. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умирают, или спиваются с круга.
Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они в этот год выходили замуж, ими связывали венчальные свечи.
Приветствую Вас Гость