На подворье
обитала одна семья, а если две, то редко и временно. Хозяйство одной семьи
называлось по-разному: двор, дым, тягло, оседлость. Семья для русского человека была
смыслом существования, опорой государственности, миропорядка. Не иметь жены или
мужа, будучи в зрелых годах и здоровым считалось нелепым и противоестественным. Жёны называли мужа по-разному в
зависимости от обстоятельств: хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин,
батько, сам. Жену называли супругой, хозяйкой,самой, маткой, большухой. Мать
называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей. Отца
сыновья и дочери кликали тятей, батюшкой. Дядюшку и тётушку племянники называли
божатом, божатком, божаткой, божатушкой или крёстным, крестной.Невестка, пришедшая в дом из другой семьи,
свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для неё «богоданными»
родителями. По отношению к свёкру она считалась снохой. А по отношению к
свекрови и сёстрам мужа – невесткой. Сестра называла брата брателко, братья
двоюродные называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные. Девичья дружба, не связанная
родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались
нательными крестиками. После этого подруг так и называли: крестовые. Деверьями женщины называли мужниных
братьев, а сестёр мужа – золовками. По этому поводу есть пословица: «Лучше семь
топоров, чем семь копылов». Тестя и тёщу называли батюшкой и матушкой. Женатых
на родных сёстрах называли свояками, а свояченицей называли сестру жены. Шурин
– брат жены. Существовало много примет, связанных с
домом и очагом, легенд и поверий. Считалось, что нельзя затоплять печь с
непокрытой головой. Якобы на голову одной хозяйке запечный дедушко может надеть
чугунок.